• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Коронавирус: Социальная изоляция и ее последствия. Как нам выйти из нее с наименьшими потерями

Коронавирус: Социальная изоляция и ее последствия. Как нам выйти из нее с наименьшими потерями

Как человек ведет себя в социальной группе и почему это важно

Социальная жизнь, общение, принадлежность сообществу — очень важные составляющие бытия личности. Человек одновременно является членом многих социальных групп (семья, друзья, научное сообщество и др.). И уже с раннего детства группа влияет на наше поведение: как мы себя ведем, как принимаем решения. Семья как первая социальная группа, в которую включен человек, оказывает решающее влияние на процесс социализации индивида, его включение в общество.

Группа — не просто собрание отдельных людей. Люди, будучи включенными в группу, ведут себя совершенно иначе, чем по отдельности. Например, продуктивность индивида зависит от групповой ситуации — работаем ли мы совместно в группе, или же за нашей активностью наблюдают со стороны. В ситуации внешних наблюдателей мы лучше справляемся с простыми задачами, когда уверены в успехе. Это эффект социальной фасилитации. В случае же, когда задача сложная, и мы не уверены, что хорошо с ней справимся, наблюдается социальное торможение. Когда в группе все выполняют одну и ту же задачу, но вклад каждого не оценивается, часть индивидов перестают прилагать усилия. Потеря продуктивности возрастает по мере увеличения численности группы. Этот эффект компенсируется, только если оценивается активность каждого.

Влияние группы не ограничивается совместными действиями. Принадлежность к группе меняет восприятие лиц, слов, действий членов «своей» и «чужой» группы. Области мозга, отвечающие за переживание боли, активны меньше, когда человек сопереживает боли представителя «чужой» группы. А в проявлении такого чувства, как злорадство по отношению  к неуспехам «чужаков» более активны области мозга, отвечающие за положительное подкрепление, чем в случае, когда люди видят потери членов «своей» группы. Эти области также более активны, когда мы поощряем членов «своей» группы по сравнению с членами «чужой» группы.

Что происходит при отвержении или социальной изоляции? 

Если группа так важна и имеет такое влияние на ее членов, что же происходит при социальном отвержении, изоляции от группы? Показано, что при переживании изоляции преимущественно активируется специфическая область мозга — передняя поясная извилина. Передняя поясная извилина активируется почти так же интенсивно, когда мы переживаем физическую боль. 

Хроническая, продолжительная социальная изоляция оказывает сильное влияние на поведение и эмоциональное состояние. Чтобы продемонстрировать причинно-следственную связь, в 2018 году провели поведенческий эксперимент на мышах, изолировав их поодиночке на 24 часа и на 2 недели. По истечении 2 недель мыши стали более агрессивными, испытывали повышенную тревогу и гиперчувствительность к угрожающим стимулам. Однако социальная изоляция может возникать и вне «объективных» условий изоляции (например, у пожилых людей, которые утратили привычный круг общения; у вышедших на пенсию и др.). Такого рода состояние называется «воспринимаемой социальной изоляцией» (ВСИ).  Переживание ВСИ ассоциируется со следующими эффектами:

  • Нарушения сна
  • Гормональные изменения
  • Когнитивные изменения (когнитивное снижение)
  • Сердечно-сосудистые нарушения
  • Нарушения иммунной системы 
  • Повышенная частота депрессии и тревожных расстройств 



Самодиагностика

Шкала субъективного ощущения одиночества (UCLA Loneliness Scale)
тест-опросник, разработанный Д. Расселлом, Л. Пепло, М. Фергюсоном (D. Russell, L. A. Peplau, M. L. Ferguson) в 1978 году. Методика предназначена для определения уровня одиночества и социальной изоляции человека. 

Если вам удобнее скачать или распечатать файл, текст опросника вы найдете здесь: 

Шкала субъективного ощущения одиночества 

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «никогда», «редко», «иногда», «часто». Выбранный вариант подчеркните или обведите кружком. 

Утверждение

Никогда

Редко

Иногда

Часто

1*

Я чувствую, что нахожусь в ладу с окружающими меня людьми

1

2

3

4

2

Я испытываю недостаток в дружеском общении

1

2

3

4

3

Нет никого, к кому бы я мог обратиться

1

2

3

4

4*

Я не чувствую себя одиноким

1

2

3

4

5*

Я ощущаю себя частью группы друзей

1

2

3

4

6*

У меня много общего с окружающими людьми

1

2

3

4

7

Я больше не замыкаюсь в себе

1

2

3

4

8

Никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей

1

2

3

4

9*

Я – человек, легко отдаляющийся от людей

1

2

3

4

10*

Есть люди, к которым я испытываю глубокие чувства

1

2

3

4

11

Я чувствую себя покинутым

1

2

3

4

12

Мои социальные связи не глубоки

1

2

3

4

13

Никто не знает меня по-настоящему

1

2

3

4

14

Я чувствую себя изолированным от других людей

1

2

3

4

15*

Я могу найти друзей, как только я этого захочу

1

2

3

4

16*

Есть люди, которые по-настоящему понимают меня

1

2

3

4

17

Я несчастен оттого, что так отдален от людей

1

2

3

4

18

Люди вокруг меня, но не со мной

1

2

3

4

19*

Есть люди, с которыми я могу поговорить

1

2

3

4

20*

Есть люди, к которым я могу обратиться

1

2

3

4

Обработка результатов и интерпретация

В пунктах, отмеченных звездочкой (*), прежде чем подсчитать баллы, следует произвести перестановку в обратном порядке (то есть 1=4, 2=3, 3=2, 4=1). Общий балл шкалы складывается из суммы всех двадцати пунктов. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества.

Наиболее характерные последствия изоляции? 

К ним относятся:

  • стресс (физиологические изменения)
  • неопределенность 
  • сбой продуктивности. 

Есть связь между переживанием социальной изоляции и нарушением работы эндокринной системы (гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной оси, ключевой в формировании стрессовой реакции). Неопределенность ведет к возрастанию напряжения, повышению тревоги, а потеря привычного ритма жизни, монотония ведет к сбою продуктивности (прокрастинации или переработкам). Мы также чувствуем сильную усталость, не связанную с объемом учебных или рабочих нагрузок. Эта усталость возникает из-за тревоги и переживания стресса, и переживаемая монотония является одним из ключевых факторов. Полная функциональная адаптация к такому состоянию происходит в течение 3 месяцев, а критический период наступает через три недели спустя начала периода изоляции. В этот период наблюдается стабильное падение настроения, мотивации. Преодоление, сглаживание этого падения происходит за счет формирования строгого распорядка дня, борьбы с монотонией и неопределённостью. 

Как помочь себе?

1. Поддержание распорядка дня, соблюдение режима дня — за счет установления структуры, повышения определенности ситуации.

2. Поддержание мотивации к интеллектуальной деятельности. 

3. Обеспечение комфорта и чувства безопасности, поддержки.

Так, например, по возможности, полезно планировать рабочее расписание заранее и установить рабочие (учебные) часы, а также обсудить свое расписание с теми, с кем вы проживаете. Это помогает создать определенную упорядоченную структуру, снизить уровень тревоги. Рекомендуется выделить отдельное рабочее место дома, даже если и работа, и развлечения требуют одного и того же ноутбука — выделение «рабочей зоны» и «рабочей одежды» позволяет переключаться в рабочее состояние более  быстро. 

Очень важно поддерживать и сохранять уровень физической нагрузки. Помимо того, что сами по себе регулярные физические нагрузки оказывают влияние на эмоциональный фон, известно, что регулярные физические кардиоупражнения влияют на количество нейротрофического фактора — фактора роста нейронов BDNF в мозге. BDNF влияет как на структурные элементы уже существующих нейронов и связей между ними, так и на появление новых нейронов, например, в такой области мозга, как гиппокамп, отвечающей за процессы памяти и обучения. 

Экспериментальные исследования и опыт экспедиций показывают, что сама по себе ситуация социальной изоляции является тяжелой, и это естественно —ожидать снижение настроения, падение продуктивности.  Поэтому самое главное — не быть слишком строгими к себе.

Как выходить из ситуации социальной депривации и изоляции? 

Так же как вхождение в ситуацию физических и социальных ограничений потребовало от вас определенного времени и сил для адаптации к новым условиям, выход из нее скорее всего потребует того же. Будьте готовы к этому, наберитесь терпения. Обращайте внимание на ваше самочувствие и соотносите с ним свою нагрузку. Не расстраивайтесь, если вам сразу не удастся вернуться к прежнему темпу жизни и активности, если вы будете чувствовать усталость и утомление даже после небольшого количества дел. Позвольте себе период реабилитации и восстановления. И, что еще очень важно, не стесняйтесь обращаться за помощью.

Куда обратиться за помощью?

Очная психологическая помощь

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ предлагает бесплатные психологические консультации для студентов и аспирантов НИУ ВШЭ. Для выпускников и сотрудников предусмотрена льготная стоимость консультации.

Московская служба психологической помощи населению 

Частные психологические центры

Кризисные линии психологической помощи:

  • Горячая линия психологической помощи для студентов и аспирантов НИУ ВШЭ 8-800-250-0433
  • Телефон круглосуточной неотложной психологической помощи Московской службы психологической помощи населению с городского телефона 051*  бесплатно; с мобильного телефона 8-495-051* оплачиваются только услуги оператора связи согласно тарифному плану.

Помощь врача-психиатра

Чтобы проконсультироваться с врачом-психиатром вы можете обратиться в районный психоневрологичекий диспансер (по месту регистрации) либо в один из частных центров, оказывающих такие услуги.

Скорая психиатрическая помощь в экстренных случаях 03 или 112.


Текст подготовила Зинченко Оксана Олеговна совместно с Центром психологического консультирования НИУ ВШЭ