2025/2026





Дизайн учебных курсов
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Курс, который является своеобразной "сборкой" основных тем майнора в целом. На нем каждый студент создает свой мини-курс на цифровой платформе с применением ИИ с учетом возраста учащихся, с применением различных технологий организации обучения, взаимодействия, коммуникации. Предметное содержание курса - авторская разработка студента. Курс осуществляет методическое сопровождение реализации собственного проекта - мини-курса на цифровой платформе.
Цель освоения дисциплины
- разработать собственный образовательный онлайн-курс с учетом заявленных образовательных результатов и требований целевой аудитории
Планируемые результаты обучения
- Описывает основные принципы проектирования образовательных курсов
- Анализирует существующие онлайн-курсы для определения лучших/худших практик
- Определяет целевую аудиторию и составляет портрет потенциального слушателя курса
- Формулирует образовательные результаты курса
- Конструктивно согласовывает все элементы курса
- Разрабатывает элементы контроля и критерии оценивания к ним
- Индивидуально разрабатывает и презентует онлайн-курс (с указанием содержательного учебного материала,заданий и т.д.)
- Организует сбор обратной связи по итогам онлайн-курса
- выбирает цифровую платформу для реализации курса с учетом образовательных результатов и целевой аудитории
Содержание учебной дисциплины
- Теории обучения. Основы проектирования образовательных продуктов. Использовании ИИ при разработке образовательных продуктов
- Формы обучения. Принципы успешного онлайн-обучения
- Анализ целевой аудитории и определение портрета слушателя собственного курса
- Подходы к учению и преподаванию. Планируемые образовательные результаты. Таксономия Блума-Андерсона
- Мотивационный дизайн
- Конструктивная согласованность элементов курса: образовательные результаты, тематическое содержание курса, элементы контроля, оценивание
- Формирующее и итоговое оценивание. Критериальное оценивание. Разработка теста.
- Сбор и предоставление обратной связи на курсе
- Основы презентации и визуализации в обучающих материалах
- Презентация итоговой версии собственного курса
Элементы контроля
- Презентация итогового онлайн-курсаРазработайте и презентуйте свой онлайн-курс (индивидуально). Курс должен быть полностью разработан на выбранной платформе, включать в себя вводную страницу с приветствием для участников, разработанные теоретические материалы (видео/лонгриды) и настроенные задания в каждом блоке, анкету обратной связи. В презентации необходимо указать название, формат, информацию о целевой аудитории, SWOT-анализ преимуществ, зоны роста. Презентацию загрузите в соответствующее задание курса Smart LMS. Во время выступления часть материала необходимо представить в презентации, часть показать через демонстрацию разработанного курса.
- Активность на семинарахВсего на курсе предусмотрено 13 семинарских встреч, за каждую семинарскую встречу (2 пары), студент может получить 1 балл. Балл за участие в семинаре добавляется только в случае активного участия студента (участие в групповой работе/ответы на вопросы/комментарии работ других коллег).
- Анализ онлайн-курсаВыберите и проанализируйте любой образовательный онлайн-курс по предложенным критериям (см. шаблон). Задание выполняется в группе из 3-х студентов. Шаблон с результатом анализа загрузите в соответствующее задание курса Smart LMS и презентуйте на занятии.
- Концепция курсаРазработайте концепцию своего курса (индивидуально). В описании концепции курса важно указать название, тему и формат курса, целевую аудиторию, цели и образовательные результаты, актуальность курса, указать тематические блоки и планируемые типы заданий. При разработке концепции можете использовать шаблон с предложениями к структурированию содержания презентации. Презентацию с концепцией курса загрузите в соответствующее задание курса Smart LMS и презентуйте на занятии.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Анализ онлайн-курса + 0.2 * Концепция курса + 0.5 * Презентация итогового онлайн-курса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gray, C. M., Parsons, P., Toombs, A. L., Rasche, N., & Vorvoreanu, M. (2020). Designing an Aesthetic Learner Experience: UX, Instructional Design, and Design Pedagogy. International Journal of Designs for Learning, 11(1), 41–58.
- Merrill, M. D. (2015). A Pebble-in-the-Pond Model For Instructional Design. Performance Improvement, 54(1), 42–48. https://doi.org/10.1002/pfi.21454
- Nedelcu, A. (2012). Educating Net Generation Students: Is “Gutenberg Teaching Approach” Enough? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edseur&AN=edseur..9200419.BibliographicResource.3000125955631
- Андерсен, П. Разработка тестов и анкет для национальной оценки учебных достижении : монография / П. Андерсен, Д. Морган ; пер. с англ. В. Н. Симкина ; науч. ред. В. П. Звонников. - Москва : Логос, 2020. - 196 с. - (Национальная оценка учебных достижении). - ISBN 978-5-98704-546-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1213709
- Давтян, А. Б., Взаимосвязь мотивации и успешности в обучении студентов медицинского университета : монография / А. Б. Давтян. — Москва : Русайнс, 2020. — 118 с. — ISBN 978-5-4365-2009-4. — URL: https://book.ru/book/935562 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Коротун, О. Н. Лидерство, мотивация, власть: основные технологии : учебное пособие / О. Н. Коротун, И. С. Кошель, В. В. Мазур. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2020. — 76 с. — ISBN 978-5-394-03969-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173923 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Культурная эволюция. Как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир/ пер. с англ. С. Л. Лопатиной. — 2-е изд., эл. - 978-5-91603-607-7 - Инглхарт Рональд - 2020 - Челябинск: Социум - https://ibooks.ru/bookshelf/368123 - 368123 - iBOOKS
- Махова, Т. О. Педагогический дизайн : учебное пособие / Т. О. Махова. — Сочи : СГУ, 2022. — 68 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/351689 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Тереза Хьюстон - Обратная связь - 9785001951353 - МИФ - 2022 - https://hse.miflib.ru/#/book/28318 - 28318
- Уткина, С. Н. (2016). Практикум по теории обучения : учебное пособие. Russia, Europe: Российский государственный профессионально-педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.827443CE