2025/2026




Основы психометрики
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
14
Программа дисциплины
Аннотация
На курсе студенты учатся планировать и разрабатывать систему оценивания в образовании, знакомятся с основными этапами содержательной экспертизы заданий. В рамках курса будут рассмотрены различные виды и типы оценивания, принципы разработки заданий (особенности, основные ошибки) и психометрическая экспертиза заданий (надежность, валидность, трудность, дискриминативность). Завершается курс подготовкой проекта. Ожидается, что курс сформирует у студентов целостное представление о создании системы оценивания в образовании.
Цель освоения дисциплины
- - Формирование представления о базовых понятиях и концепциях в психометрике
- - Ознакомление с правилами разработки заданий в образовательном и психологическом тестировании
- - Формирование умения разрабатывать тестовые задания различных типов, в том числе с использованием ИИ
- - Формирование умения рассчитывать и интерпретировать основные характеристики тестовых заданий
Планируемые результаты обучения
- Приводит конкретные примеры латентных конструктов в образовании и психологии
- Дает определение надежности и валидности измерения
- Перечисляет практические этапы разработки опросника
- Формулирует требования к формулировке утверждений и шкалы ответов опросника
- Аргументирует выбор и вид шкалы для конкретной задачи
- Перечисляет основные компоненты спецификации теста
- Разрабатывает тестовую спецификацию
- Называет ключевые критерии качества формулировки заданий разных типов
- Составляет задания различных типов
- Называет основные направления применения ИИ в оценивании
- Разрабатывает задания с помощью ИИ
- Называет основные психометрические показатели качества задания
- Проводит экспертизу предложенного задания и теста в целом
- Рассчитывает базовые показатели качества заданий (трудность, дискриминативность)
- Интерпретирует результаты психометрического анализа
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Оценка в образовании.
- Валидность и разработка опросника: практические шаги
- Разработка спецификации теста
- Конструирование тестовых заданий различного типа
- Новые форматы: оценка в цифровой среде и ИИ
- Экспертиза тестовых заданий и тестов
- Обработка данных тестирования
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.3 * Анализ качества заданий + 0.7 * Разработка тестовых заданий
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A teacher's guide to educational assessment, Lamprianou, I., 2009
- Kim, Y. J., Almond, R. G., & Shute, V. J. (2016). Applying Evidence-Centered Design for the Development of Game-Based Assessments in Physics Playground. International Journal of Testing, 16(2), 142–163. https://doi.org/10.1080/15305058.2015.1108322
- Wu, M., Tam, H. P., & Jen, T.-H. (2016). Educational Measurement for Applied Researchers : Theory Into Practice. Singapore: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1412729
- Дмитрий Аббакумов - Психометрика в EdTech: первые шаги - 978-5-00250-247-9 - МИФ - 2025 - https://hse.miflib.ru/book/34353/ - 34353
Рекомендуемая дополнительная литература
- James, A., Algina, J., & Swaminathan, H. (2015). Psychometrics: Classical Test Theory. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7E3F0482
- Воронко, Е. В. Общая психодиагностика : учебное пособие / Е. В. Воронко, Т. И. Спасюк, Ю. Л. Кузмицкая. — Гродно : ГрГМУ, 2023. — 304 с. — ISBN 978-985-595-787-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/359876 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.