• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Основы психометрики

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 14

Программа дисциплины

Аннотация

На курсе студенты учатся планировать и разрабатывать систему оценивания в образовании, знакомятся с основными этапами содержательной экспертизы заданий. В рамках курса будут рассмотрены различные виды и типы оценивания, принципы разработки заданий (особенности, основные ошибки) и психометрическая экспертиза заданий (надежность, валидность, трудность, дискриминативность). Завершается курс подготовкой проекта. Ожидается, что курс сформирует у студентов целостное представление о создании системы оценивания в образовании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - Формирование представления о базовых понятиях и концепциях в психометрике
  • - Ознакомление с правилами разработки заданий в образовательном и психологическом тестировании
  • - Формирование умения разрабатывать тестовые задания различных типов, в том числе с использованием ИИ
  • - Формирование умения рассчитывать и интерпретировать основные характеристики тестовых заданий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Приводит конкретные примеры латентных конструктов в образовании и психологии
  • Дает определение надежности и валидности измерения
  • Перечисляет практические этапы разработки опросника
  • Формулирует требования к формулировке утверждений и шкалы ответов опросника
  • Аргументирует выбор и вид шкалы для конкретной задачи
  • Перечисляет основные компоненты спецификации теста
  • Разрабатывает тестовую спецификацию
  • Называет ключевые критерии качества формулировки заданий разных типов
  • Составляет задания различных типов
  • Называет основные направления применения ИИ в оценивании
  • Разрабатывает задания с помощью ИИ
  • Называет основные психометрические показатели качества задания
  • Проводит экспертизу предложенного задания и теста в целом
  • Рассчитывает базовые показатели качества заданий (трудность, дискриминативность)
  • Интерпретирует результаты психометрического анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Оценка в образовании.
  • Валидность и разработка опросника: практические шаги
  • Разработка спецификации теста
  • Конструирование тестовых заданий различного типа
  • Новые форматы: оценка в цифровой среде и ИИ
  • Экспертиза тестовых заданий и тестов
  • Обработка данных тестирования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Разработка тестовых заданий
  • неблокирующий Анализ качества заданий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.3 * Анализ качества заданий + 0.7 * Разработка тестовых заданий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A teacher's guide to educational assessment, Lamprianou, I., 2009
  • Kim, Y. J., Almond, R. G., & Shute, V. J. (2016). Applying Evidence-Centered Design for the Development of Game-Based Assessments in Physics Playground. International Journal of Testing, 16(2), 142–163. https://doi.org/10.1080/15305058.2015.1108322
  • Wu, M., Tam, H. P., & Jen, T.-H. (2016). Educational Measurement for Applied Researchers : Theory Into Practice. Singapore: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1412729
  • Дмитрий Аббакумов - Психометрика в EdTech: первые шаги - 978-5-00250-247-9 - МИФ - 2025 - https://hse.miflib.ru/book/34353/ - 34353

Рекомендуемая дополнительная литература

  • James, A., Algina, J., & Swaminathan, H. (2015). Psychometrics: Classical Test Theory. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7E3F0482
  • Воронко, Е. В. Общая психодиагностика : учебное пособие / Е. В. Воронко, Т. И. Спасюк, Ю. Л. Кузмицкая. — Гродно : ГрГМУ, 2023. — 304 с. — ISBN 978-985-595-787-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/359876 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Тарасова Ксения Вадимовна
  • Грачева Дарья Александровна