• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Cоциально-экономическое развитие с опорой на человеческий потенциал: проблемы, перспективы и лучшие практики в образовании

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Ключевыми вызовами глобального и национального масштаба сегодня является стагнация социально-экономического развития, рост социальной напряженности, угрозы маргинализации. Сфера образования традиционно получает небольшое внимание в научных и практических дискуссиях о возможных путях выхода из кризиса. Авторы данного курса представляют новый взгляд на “формулу успеха” страны в современном мире, в центре которой лежит задача развития человеческого потенциала для создательного действия, совершенствующего социально-экономическую среду и обеспечивающего индивидуальное благополучие. Авторы предлагают критический междисциплинарный обзор современных и классических теорий социальных изменений (социология), экономического роста (экономика), а также теорий личности и образования (психология и педагогика), и обосновывают новый подход к развитию человеческого потенциала, который предлагается как новая парадигма для науки и практики. Кроме того, авторы на конкретных практических кейсах из российского и мирового опыта показывают примеры образовательных инициатив, преодолевающих ограничения доминирующих подходов за счет использования передовых институциональных решений, педагогических практик для раскрыватия созидательного потенциала индивидуальной агентности во благо человку и обществу. Курс сочетает практико-ориентированность с междисциплинарностью и доказательностью, в виде опоры на современные научные теории и эмпирические результаты. Курс с одной стороны задает общую рамку рассмотрения социально-экономической динамики и места в ней образования, и с другой стороны, предлагает конкретные подходы к выработке новых прикладных решений на основе богатого опыта авторов в области как практического консультирования, так и научных исследований. Настоящий курс реализуется в рамках образовательной части программы НЦМУ "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала" и стратегического проекта "Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире"
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является формирование понимания актуального состояния и тенденций социально-экномического развития в мире, вытекающих из этого требований к человеческому потенциалу, а также роли образования в позитивных социетальных трансформациях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен описать место системы образования в обществе в контексте социальных подсистем
  • Способен формулировать основные задачи для управления образованием с учетом актуальных вызовов
  • способен продемонстрировать концептуальное понимание социально-экономических теорий, связанных с образованием, а также использовать эти теории при анализе изменений образования и его эффектов на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой
  • Понимает логику цикла разработки и реализации политики
  • Понимает логику основных закономерностей реформирования сферы образования
  • Умеет проектировать процесс изменений при заданной цели с обеспечением доказательности предложенного дизайна
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Представления о роли образования в жизни общества – основа образовательной политики и управления образованием
  • Теория человеческого капитала и теории вклада образования в воспроизводство и в общественный прогресс
  • Новые требования к человеческому потенциалу в условиях нового миропорядка (нео-структурации) – вызов для образования
  • Роль сферы культуры и искусства в формировании и развитии человеческого потенциала на современном этапе
  • Стейкхолдеры в образовании. Кто и как влияет на развитие человеческого потенциала
  • Бюрократия и другие формы организации сферы развития
  • Глобальные и национальные тренды и вызовы, низовые инновации как факторы влияния на развитие человеческого потенциала
  • Как изменить образование на практике: цикл политики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аудиторная активность
  • неблокирующий Практическое задание на занятии
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.15 * Аудиторная активность + 0.3 * Домашнее задание + 0.15 * Практическое задание на занятии + 0.4 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • de Grauwe, A. (2005). Improving The Quality of Education Through School-Based Management: Learning From International Experiences. International Review of Education / Internationale Zeitschrift Für Erziehungswissenschaft, 51(4), 269–287. https://doi.org/10.1007/s11159-005-7733-1
  • Klees, S. J. (n.d.). Human capital and rates of return: Brilliant ideas or ideological dead ends? Comparative Education Review, 60(4), 644–672. https://doi.org/10.1086/688063
  • Moe, T. M. (2006). Political Control and the Power of the Agent. https://doi.org/10.1093/jleo/ewj011
  • Ostrom, E. (2010). Beyond Markets and States: Polycentric Governance of Complex Economic Systems. American Economic Review, 100(3), 641–672. https://doi.org/10.1257/aer.100.3.641
  • Мониторинг общего образования: социологические аспекты : доклад / Е. М. Авраамова, Т. Л. Клячко, Д. М. Логинов [и др.]. — Москва : Дело РАНХиГС, 2019. — 60 с. — ISBN 978-5-7749-1432-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143350 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Стратегии адаптации высших учебных заведений, экономический и социологический аспекты, авт. кол. Т. Л. Клячко, А. О. Крыштановский, С. Л. Зарецкая, Д. А. Васильев, М. А. Другов ; науч. рук. сер. Я. И. Кузьминов, 324 с., , 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Клячко, Т. Л. Стратегия для России: образование : доклад / Т. Л. Клячко, С. Г. Синельников-Мурылёв. — Москва : Дело РАНХиГС, 2018. — 118 с. — ISBN 978-5-7749-1338-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107436 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Образование и экономический рост : доклад / А. В. Божечкова, Т. Л. Клячко, А. Ю. Кнобель [и др.]. — Москва : Дело РАНХиГС, 2019. — 120 с. — ISBN 978-5-7749-1442-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143427 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Университеты в России. Как это работает / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл., перераб. и доп. - 978-5-7598-2423-7 - Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. - 2022 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382773 - 382773 - iBOOKS

Авторы

  • Гошин Михаил Евгеньевич
  • Сорокин Павел Сергеевич
  • Афанасьева Ирина Анатольевна