Магистратура
2019/2020
Исследование неравенства в образовании
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Экономика и управление образованием)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Экономика и управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен современным исследованиям неравенства образовательных возможностей. В рамках курса студенты познакомятся с наиболее известными работами, посвященными концепциям неравенства в образовании, социальным различиям в семейных инвестициях в образовательную среду, краткосрочным и долгосрочным эффектам дошкольного образования, разным аспектам воспроизводства социального неравенства в школе, выбором образовательной траектории и эффектам от образования разного уровня во взрослой жизни.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - познакомить студентов с современными эмпирическими исследованиями, посвященными проблеме социального неравенства в образовании, его эффектам и интервенциям, направленным на его снижение. Студенты получат ответы на следующие вопросы: 1) Каковы размеры неравенства образовательных возможностей учащихся из разных социальных групп? 2) Как социальное неравенство воспроизводится в образовании? 3) Каковы механизмы, которые могут повысить образовательные результаты учащихся, находящихся в сложных социальных условиях? 4) Чем определяется выбор образовательных траекторий и каковы экономические и социальные эффекты от разных образовательных траекторий? 5) Каковы эффекты от интервенций, направленных на снижение социального неравенства в образовании? В рамках курса фокус сделан на различия в образовательных возможностях учащихся с разным социально-экономическим статусом, гендером и из разных расовых/этнических групп.
Планируемые результаты обучения
- Студент должен знать основные концепции неравенства образовательных возможностей, уметь оценивать задачи школы с точки зрения снижения неравенства образовательных возможностей.
- Студент должен уметь анализировать динамику гендерных, расовых и социальных различий в образовательных результатах и делать сопоставления для разных стран.
- Студент должен знать результаты исследований о вкладе наследственности и социальной среды в развитие когнитивных и некогнитивных навыков и в образовательные результаты учащихся
- Студент должен уметь анализировать различия в стилях воспитания и образовательных практиках родителей с разным социально-экономическим статусом
- Студент должен быть знаком с исследованиями краткосрочных и отложенных эффектов раннего образования на когнитивные навыки и образовательные достижения в школе.
- Студент должен владеть различными методиками измерения социальной сегрегации школ, уметь оценивать доступ к школьным ресурсам для учащихся из разных социальных групп.
- Студент должен быть знаком с исследованиями ожиданий учителей относительно образовательных результатов учащихся, уметь оценивать валидность учительских ожиданий
- Студент должен уметь выделять и описывать факторы академической резильентности в разных странах.
- Студент должен быть знаком с теориями социального неравенства в выборе образовательной траектории и уметь описывать первичные и вторичные эффекты социально-экономического статуса на выбор траектории
- Студент должен знать концепции внутрипоколенческой и межпоколенческой мобильности, уметь описывать отложенные эффекты от полученного образования.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Концепция неравенства образовательных возможностейОбразовательные возможности. Когда возникает запрос на их выравнивание? Неравенство доступа к образовательным ресурсам. Неравенство образовательных результатов. Неравенство и принцип меритократичности. Основные задачи школы с точки зрения снижения неравенства образовательных возможностей.
- 2. Неравенство образовательных результатов учащихся в динамике и сопоставлении разных странСоциальные, гендерные и расовые различия в уровне образования. Социальные различия в функциональной грамотности учащихся. Социальные различия в грамотности взрослого населения.
- 3. Роль наследственности и социальной средыНаследуемость когнитивных и некогнитивных навыков. Наследственность и образовательные результаты учащихся. Вклад социальных характеристик семьи, ближайшего окружения в развитие учащихся. Исследования близнецов.
- 4. Семейные инвестиции в развитие детейИнвестиции семей с разным социально-экономическим статусом в образовательную среду (Early Childhood Longitudinal Study). Стили воспитания, образовательные практики родителей: различия по социально-экономическому статусу и расе/этничности (Unequal Childhoods Study). Связь различий в воспитании и распределении времени с разрывом в академических достижениях детей (Panel Study of Income Dynamics Child Development Supplement). Программы, направленные на повышение вовлеченности родителей в образование детей и их эффекты.
- 5. Краткосрочные и отложенные эффекты дошкольного образованияЭффекты раннего образования на когнитивные навыки и образовательные достижения в школе для детей из семей с низким социально-экономическим статусом. Отложенное влияние раннего образования на положение взрослых на рынке труда. Исследования эффектов программ Head Start и Perry Preschool.
- 6. Школьная сегрегацияСоциальные различия между школами. Индексы: как измеряется социальная сегрегация школ. Практики отбора учащихся в школы и в классы. Доступ к школьным ресурсам и квалифицированным учителям для учащихся с разным социально-экономическим статусом и расой (New York State teachers data). Влияние сверстников. Эффект большой лягушки в маленьком пруду. Образовательные треки, дифференциация обучения по способностям и образовательное неравенство. Эксперименты с ваучерами и «школами-магнитами» (magnet schools).
- 7. Ожидания учителей относительно образовательных результатов учащихсяСамоисполняющееся пророчество. Исследование эффекта пигмалиона. Различия в практиках обучения в зависимости от ожиданий учителей относительно результатов учащихся. Стереотипы учителей (основанные на социально-экономическом статусе, гендере или расе/этничности учащихся) и смещения в ожиданиях относительно результатов учащихся. Предсказательная валидность без самоисполняющегося пророчества. Связь неточности в учительских оценках с результатами учащихся.
- 8. Школьные стратегии по повышению результатов слабоуспевающих учащихся из семей с низким социально-экономическим статусомЭффект стеклянного потолка в образовании. Резильентные учащиеся и факторы академической резильентности: международное сопоставление. Миссия школы, школьный климат, содержание образования, «качество» учителей и практики обучения в разных социальных контекстах. Скрытый учебный план. Поддержка учителем учащихся и образовательные практики, которые могут повысить результаты слабоуспевающих учащихся.
- 9. Социальное неравенство и выбор образовательной траекторииКак учащиеся из семей с разным СЭС выбирают образовательную траекторию. Как школы влияют на выбор образовательной траектории. Концепции максимально поддерживаемое неравенства и эффективно поддерживаемого неравенства. Первичные и вторичные эффекты при выборе траектории (академические достижения vs социально-экономический статус семей). Гендерное неравенство при поступлении в вуз. Гендер и выбор специальности, связанной с математикой и естествознанием (STEM).
- 10. Социальные и экономические эффекты от образования разного уровня в зависимости от пола и социально-экономического статусаВнутрипоколенческая и межпоколенческая мобильность. Компетенции взрослых, уровень образования и положение индивида на рынке труда. Связь образования и состояния здоровья. Роль активности личности и самообразования в карьерном росте и повышении оплаты труда.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Levine, R., Acker, J., Baca-Zinn, M., Collins, P. H., Cox, O., Davis, K., … Wright, E. O. (2006). Social Class and Stratification : Classic Statements and Theoretical Debates (Vol. 2nd ed). Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=634844
- Social stratification : class, race, and gender in sociological perspective, , 2014
- William G. Howell, Patrick J. Wolf, David E. Campbell, & Paul E. Peterson. (2002). School vouchers and academic performance: results from three randomized field trials. Journal of Policy Analysis and Management, (2), 191. https://doi.org/10.1002/pam.10023
- Willis, P. E. (2016). Learning to Labour : How Working Class Kids Get Working Class Jobs. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1609596
- Бурдье, П. (2010). Forms of Capital ; Формы капитала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53E7F146
Рекомендуемая дополнительная литература
- Василенко, Н. В. Управление образованием: институциональный подход [Электронный ресурс] / Н. В. Василенко. - СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2009. - 300 с. - ISBN 978-5-9592-0090-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/463090
- Толстой Л.Н. - Воспитание и образование - Издательство "Лань" - 2017 - 39с. - ISBN: 978-5-507-43437-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/96007