• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в языкознание

Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Цель учебной дисциплины – ознакомить студентов с предметом, задачами, метода-ми общего и частного языкознания и подготовить их к изучению основных лингвистиче- ских дисциплин. В задачи учебной дисциплины входит сообщение студентам знаний по проблемам общелингвистического характера: языковой знак и его свойства; структура языка; связь языка и мышления; соотношение языка и речи; происхождение языка; функ-ции языка; виды языковых единиц; история письма и основные типы письменности; многообразие языков мира; типология языков и т.д. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть знаниями родного и иностранного языков в объеме школьного курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов основных понятий о языке и его структуре, об основных параметрах коммуникативных процессов, о социальных функциях языка, фонетике, фонологии, морфологии и синтаксисе;
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает: структуру и социальные функции языка; основные параметры коммуникативных процессов; основные методы лингвистического анализа;
  • Умеет: анализировать тексты на родном и изучаемых языках с точки зрения их лингвистической структуры;
  • Владеет: навыками использования понятийного и методологического аппарата лингвистики в других областях гуманитарного знания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие о языке и языковое разнообразие.
    Язык как средство коммуникации. Основные функции языка. Язык и речь, язык как знаковая система. Язык человека и коммуникация животных. Искусственные языки. Общее число языков в мире. Проблема языка и диалекта. Структурное разнообразие языков. Функциональное разнообразие.
  • Лексика.
    Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Элементы системности в лексике. Понятие семантического поля. Полисемия слова. Мотивированное и немотивированное значение. Семантическая и прагматическая информация. Коннотации. Этимология. Лексикография.
  • Фонетика.
    Акустический аспект в изучении звуков языка. Артикуляция. Классификация звуков речи. Аккомодация, ассимиляция, редукция.
  • Фонология, просодия.
    Понятие фонемы. Функция фонемы. Фонематические и нефонематические звуковые различия. Варианты фонемы. Понятие дифференциального признака. Чередование и нейтрализация. Слог. Словесное ударение. Интонация.
  • Грамматика. Морфология и синтаксис.
    Понятие морфемы и ее соотношение с понятиями фонемы и лексемы. Грамматическая форма и грамматическое значение. Словоизменение и словообразование. Виды грамматических средств языка. Грамматические типы языков. Синтаксические конструкции. Предложение.
  • Типология языков, языковые универсалии.
    Типологические классификации языков. Распространенные и редкие классы звуков. Типологические различия в звуковой организации и стихосложение. Признаки, значимые для типологии лексики. Виды языковых универсалий. Абсолютные и статистические универсалии. Индуктивные и дедуктивные универсалии.
  • Изменение языка.
    Сравнительно-исторический метод в языкознании. Универсальность, непрерывность и регулярность языкового изменения. Литературный язык и языковое изменение. Генетическое родство языков. Понятие языка-предка. Языковые семьи. Фонетические законы и регулярные изменения в языке. Изменения по аналогии и заимствования. Вопрос о причинах языковых изменений.
  • Ареальные контакты языков.
    Понятие языкового союза. Балканский языковой союз. Генетические, ареальные и типологические причины языкового сходства. Ностратическое языкознание. Типы языкового взаимодействия. Ареальный и социальный аспект взаимодействия языков. Языковая ситуация. Билингвизм и диглоссия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Оценка за работу на семинарах. (неблокирующий)
  • Оценка за тесты. (неблокирующий)
  • Оценки за эссе/реферат. (неблокирующий)
  • Экзамен проводится в устной форме. (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Оценка за работу на семинарах. + 0.15 * Оценка за тесты. + 0.15 * Оценки за эссе/реферат. + 0.5 * Экзамен проводится в устной форме.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Немченко, В.Н. Введение в языкознание [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / В.Н.Немченко; ЭБС Юрайт. — 2-е изд., перераб. и доп. — 12 М.: Юрайт, 2019. — 494 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02709-9. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/vvedenie-v-yazykoznanie431978#page/1. - Загл. с экрана. Гриф УМО ВО

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Поливанов Е. Д.-ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ ВОСТОКОВЕДОВ-М.:Издательство Юрайт,2019-233-Антология мысли-978-5-534-06026-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-dlya-vostokovedov-441822