Бакалавриат
2019/2020
Введение в языкознание
Статус:
Курс обязательный (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Литвина Анна Феликсовна,
Мартюшова Наталья Олеговна,
Плетнева Марина Анатольевна,
Сарксян Инга Меружановна,
Сидоркина Елена Дмитриевна,
Смирнова Анна Георгиевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Цель учебной дисциплины – ознакомить студентов с предметом, задачами, методами общего и частного языкознания и подготовить их к изучению основных лингвистических дисциплин. В задачи учебной дисциплины входит сообщение студентам знаний по проблемам общелингвистического характера: языковой знак и его свойства; структура языка; связь языка и мышления; соотношение языка и речи; происхождение языка; функции языка; виды языковых единиц; история письма и основные типы письменности; многообразие языков мира; типология языков и т.д. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть знаниями родного и иностранного языков в объеме школьного курса.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов основных понятий о языке и его структуре, об основных параметрах коммуникативных процессов, о социальных функциях языка, фонетике, фонологии, морфологии и синтаксисе;
Планируемые результаты обучения
- Знает: структуру и социальные функции языка; основные параметры коммуникативных процессов; основные методы лингвистического анализа;
- Умеет: анализировать тексты на родном и изучаемых языках с точки зрения их лингвистической структуры;
- Владеет: навыками использования понятийного и методологического аппарата лингвистики в других областях гуманитарного знания.
Содержание учебной дисциплины
- Понятие о языке и языковое разнообразие.Язык как средство коммуникации. Основные функции языка. Язык и речь, язык как знаковая система. Язык человека и коммуникация животных. Искусственные языки. Общее число языков в мире. Проблема языка и диалекта. Структурное разнообразие языков. Функциональное разнообразие.
- Лексика.Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Элементы системности в лексике. Понятие семантического поля. Полисемия слова. Мотивированное и немотивированное значение. Семантическая и прагматическая информация. Коннотации. Этимология. Лексикография.
- Фонетика.Акустический аспект в изучении звуков языка. Артикуляция. Классификация звуков речи. Аккомодация, ассимиляция, редукция.
- Фонология, просодия.Понятие фонемы. Функция фонемы. Фонематические и нефонематические звуковые различия. Варианты фонемы. Понятие дифференциального признака. Чередование и нейтрализация. Слог. Словесное ударение. Интонация.
- Грамматика. Морфология и синтаксис.Понятие морфемы и ее соотношение с понятиями фонемы и лексемы. Грамматическая форма и грамматическое значение. Словоизменение и словообразование. Виды грамматических средств языка. Грамматические типы языков. Синтаксические конструкции. Предложение.
- Типология языков, языковые универсалии.Типологические классификации языков. Распространенные и редкие классы звуков. Типологические различия в звуковой организации и стихосложение. Признаки, значимые для типологии лексики. Виды языковых универсалий. Абсолютные и статистические универсалии. Индуктивные и дедуктивные универсалии.
- Изменение языка.Сравнительно-исторический метод в языкознании. Универсальность, непрерывность и регулярность языкового изменения. Литературный язык и языковое изменение. Генетическое родство языков. Понятие языка-предка. Языковые семьи. Фонетические законы и регулярные изменения в языке. Изменения по аналогии и заимствования. Вопрос о причинах языковых изменений.
- Ареальные контакты языков.Понятие языкового союза. Балканский языковой союз. Генетические, ареальные и типологические причины языкового сходства. Ностратическое языкознание. Типы языкового взаимодействия. Ареальный и социальный аспект взаимодействия языков. Языковая ситуация. Билингвизм и диглоссия.
Элементы контроля
- Оценка за работу на семинарах.
- Оценка за тесты.
- Оценки за эссе/реферат.
- Экзамен проводится в устной форме.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Оценка за работу на семинарах. + 0.15 * Оценка за тесты. + 0.15 * Оценки за эссе/реферат. + 0.5 * Экзамен проводится в устной форме.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Немченко, В.Н. Введение в языкознание [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / В.Н.Немченко; ЭБС Юрайт. — 2-е изд., перераб. и доп. — 12 М.: Юрайт, 2019. — 494 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02709-9. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/vvedenie-v-yazykoznanie431978#page/1. - Загл. с экрана. Гриф УМО ВО
Рекомендуемая дополнительная литература
- Поливанов Е. Д. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ ВОСТОКОВЕДОВ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 233с. - ISBN: 978-5-534-06026-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-dlya-vostokovedov-441822