• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций"

Статус: Курс обязательный (Социология публичной и деловой сферы)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

НИС «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций»» ориентирован на развитие у магистрантов навыков исследовательской работы, креативного письма и проведения презентаций в работе с различными аудиториями, вовлечение учащихся в организацию индивидуальной исследовательской работы по подготовке магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций»» — развить у магистрантов навыки исследовательской рабо-ты, креативного письма и проведения презентаций в работе с различными аудиториями, вовлечь учащихся в организацию индивидуальной исследовательской работы по подготовке магистерской диссертации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные правила подготовки академического текста, требования, которые предъявляются к структуре, содержанию и оформлению академического текста;
  • знать основные жанры и приемы креативного письма
  • уметь корректно определять проблему исследования и формулировать исследовательские вопросы; выбирать цель, отвечающую теме исследования, и задачи, раскрывающие ее; подготовить синопсис своей курсовой работы; владеть навыками составления программы исследования и представления макета курсовой работы; навыками разработки, презентации и защиты проекта своей магистерской диссертации
  • знать основные правила подготовки академического текста, уметь подготовить синопсис своей курсовой работы; систематизировать источники по теме исследования; владеть навыками критической оценки и интерпретации приемов подготовки и проведения эмпирического исследования и выводов коллег;
  • знать основные жанры и приемы креативного письма; владеть навыками разработки, презентации и защиты проекта своей магистерской диссертации; навыками презентации результатов научного исследования.
  • знать авторов ключевых работ по исследованиям в своей области; уметь формулировать гипотезы на основе изученных источников; владеть навыками критической оценки и интерпретации приемов подготовки и проведения эмпирического исследования и выводов коллег; навыками составления программы исследования и представления макета курсовой работы; навыками разработки, презентации и защиты проекта своей магистерской диссертации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Профориентационные выступления преподавателей кафедры и приглашенных лекторов, специалистов
    Обсуждение целей и задач семинара, его структуры и плана работы студентов на семинаре. Презентация фундаментальных и прикладных исследований, выполненных и ведущихся с участием преподавателей МП. Обсуждение научных интересов и исследовательских планов магистрантов. Научное исследование и его характеристики Исследование как способ решения проблемы. Типы исследований и их особенности. Формулировка проблемы исследования. Структура курсовой работы и ВКР, требования, предъявляемые к магистерскому исследованию и его презентации. Планирование индивидуальной исследовательской деятельности. К участию в семинаре привлекаются специалисты различного профиля, в том числе выпускники МП Социология публичной сферы и социальных коммуникаций, представляющие разные сферы социального знания, что позволит расширить представления студентов об актуальных направлениях исследования и современных тенденциях в развитии социологии. Акцент делается на направлениях исследований, востребованных на различных «рынках» (медиа, органы госуправления, политическая власть, корпоративные исследования, НКО и т.д.).
  • PR-компетенции социолога
    Тема раскрывается с участием выпускников МП «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций», работающих в PR-отделах крупных компаний, в т.ч. исследовательских и академических. Задачи раздела: сформировать представление о месте и роли публичной презентации в работе социолога, об основных аспектах планирования маркетинговых и PR-кампаний и инструментах их реализации, развить навыки работы с текстами (составления пресс-релизов, подготовки докладов, сценариев и пр.), включить студентов в групповую проектную деятельность в интересах департамента и продвижения магистерской программы.
  • Тема 3. Подготовка и защита проекта курсовой работы
    Ключевые принципы социологического исследования. Объективное и субъективное знание. Стандартизация. Надежность. Транспарентность. Валидность. Аутентичность. Вопрос для обсуждения: в чем отличие научного знания от ненаучного? Исследовательские дизайны в социологии: Что такое дизайн исследования? Понятия и концептуальное мышление. Операционализация и индикаторы. Описательные и объяснительные дизайны исследования. Количественный и качественный дизайны. Вопрос для обсуждения: на чем основано желание исследователей, работающих в качественном исследовательском дизайне, выработать иной критерий оценки надежности и достоверности исследований по сравнению с количественным подходом? Выбор темы исследования и постановка проблемы. Требования, которым должна соответствовать тема научного исследования. Актуальность темы и ее новизна. Направленность темы на решение проблемы. Исследовательские проблемы и практические проблемы. Соответствие темы исследования специальности («Социология публичной сферы»). Основные ошибки при выборе и формулировке темы. Основные ошибки при обосновании актуальности темы. Основные ошибки при формулировании проблемы исследования. Подготовительный этап написания проекта исследования. Подготовка синопсиса. Основные задачи подготовительного этапа. Источники, используемые в ходе подготовительного этапа: пресса, статистика, неформализованный опрос экспертов, научные публикации, их соотношение в первичной разработке темы. Работа с архивами. Составление библиографии и краткий обзор литературы. Степень разработанности проблемы и поиск нерешенных проблем и вопросов в рамках выбранного направления исследований
  • Отработка навыков академического письма, подготовка концептуализации понятий
    Концептуализация и операционализация основных понятий исследования. Академический текст: общая характеристика и специфика различных форм (отчет об исследовании, эссе, реферат, научная статья). Принципы научного рецензирования текстов. Выполнение концептуализации и предварительной операционализации основных понятий призвана помочь студентам, с одной стороны, сконцентрироваться на определенной интерпретации этих понятий, которая соответствует каждому конкретному исследованию, теме и теоретической рамке, и, с другой стороны, предварительно операционализировать эти основные понятия, чтобы получить возможность их измерения в дальнейшем и разработать программу будущего эмпирического исследования. Студенты получат навыки концептуализации основных понятий с точки зрения выбранных теоретических конструктов и подходов к теме исследования. Осуществляя предварительную операционализацию ключевых понятий исследования, студенты научатся формулировать вопросы/признаки/характеристики объекта исследования, из которых будет получена необходимая информация для измерения этих понятий на эмпирическом уровне. Кроме того, будут отработаны навыки корректного использования ссылочного аппарата и оформления постраничных ссылок на академические источники
  • Отработка навыков креативного письма и проектной работы в сфере медиакоммуникаций
    Социологическое сопровождение рекламной и PR-деятельности. Кейс российского банка (спецкурс к.и.н., проф. НИУ ВШЭ М.М.Кожокина) Цель данного спецкурса: изучение практических приемов и средств разработки и реализации рекламных кампаний на примере российских банков. Задачи: ознакомление студентов с общими закономерностями и особенностями банковской рекламы в России в 2008-2018 гг.; изучение применения рекламы в зависимости от развития и изменений бизнес моделей в условиях нестабильной экономической ситуации в России в 2008-2018 гг. Уникальность спецкурса: курс строится на использовании конкретных материалов разработки и реализации рекламных кампаний банка ВТБ 24 в 2008-2018 гг., в том числе с использованием большого объема статистических данных анализа клиентской базы банка ВТБ24, измерения эффективности рекламных кампаний, что дает студентам возможность изучить практический опыт рекламных кампаний. Курс делится на 4 семинара по 4 академических часа каждый. Семинар проводится в формате презентаций с использованием уникального авторского материала, а также материалов рекламных кампаний российских финансовых организаций за 2008-2018 гг. Занятие 1. Исторический контекст. Реклама и время. Реклама как составная часть бизнес процесса, эволюция бизнес моделей российских банков в условиях кризиса и нестабильной экономической ситуации 2008-2018 гг.. Анализ клиентской базы российских банков. Сегментация клиентской базы ВТБ24. Целевые сегменты. Рост значения имиджевой рекламы в период экономического кризиса. Занятие 2. Язык рекламы. Что говорим и как говорим для выбранных целевых сегментов. Сообщение рекламы. Миссия («Мы обращаем деньги в ценности») и коммуникационная платформа («Честный разговор о деньгах»). Актуальность коммуникационной платформы в конкретной экономической ситуации/в период кризиса. Формат селебретис: за и против. Креативное решение. Выбор селебретис: селебретис и целевая аудитория. Тональность сообщения. Занятие 3. Основный каналы продвижения рекламных сообщений. Телевидение как главный канал коммуникации, развитие коммуникации в других каналах. Спецпроекты в интернете и на радио. Внешнее и внутреннее оформление офисов. Имиджевый и продуктовый блоки в рекламных кампаниях. Занятие 4. Количественные и качественные методы оценки эффективности рекламы. Замеченность и узнаваемость рекламы VS расходы на рекламу; медиавес в своем кластере. Прирост контактов (звонков в колл-центр, обращений в точки продаж, интернет-просмотров профильных страниц сайта). Прирост числа клиентов в целевом сегменте. Рост продаж; соотношение с расходами на рекламное продвижение
  • Анализ качественных данных в NVivo (спецкурс к.соц.н., доц. О.А. Оберемко)
    Цель спецкурса — познакомить студентов с особенностями работы и возможностями практического применения ППО для анализа качественных данных — текстов и изображений — в социологическом исследовании и развить прикладные компетенции, повышающие шансы на трудоустройство в отделы по работе с качественными данными в опросных / маркетинговых компаниях. Учебные задачи спецкурса: а) дать знание общей архитектуры «NVivo-11», б) сформировать умение первичной подготовки материалов к их трансформации в данные для качественного анализа, в) научить планировать и осуществлять индуктивную и дедуктивную стратегии кодирования, г) ознакомить с процессом подготовки данных для написания аналитических записок, д) научить делать предварительную диагностику не/возможности выполнять конкретные аналитические задачи на имеющемся массиве данных. Зачетное занятие: формирование проекта полного цикла
  • Подготовка плана исследования, защита курсовой работы
    Обзор литературы и основные требования к нему. Анализ источников, его необходимость и основные направления. Поиск литературных источников (профессиональные журналы, их электронные версии; библиографические каталоги, электронные каталоги в Интернете). Практические и теоретические результаты имеющихся научных исследований. Последовательность процедур при подготовке обзора, основные источники. Структура обзора литературы, основанная на проблемах, а не на описании отдельных текстов. Основные правила библиографического описания. Различные системы ссылок. Разработка методологии эмпирического исследования: основные подходы и особенности разработки исследовательской программы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    в 4 модуле 2019-20 у.г. все работы сдаются в письменном виде (через соответствующие проекты в лмс)
  • неблокирующий д/з
  • неблокирующий защита курсовой работы
    Экзамен проводится в устной форме на платформе Zoom. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    в 4 модуле 2019-20 у.г. все работы сдаются в письменном виде (через соответствующие проекты в лмс)
  • неблокирующий д/з
  • неблокирующий защита курсовой работы
    Экзамен проводится в устной форме на платформе Zoom. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * д/з + 0.3 * защита курсовой работы
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * д/з + 0.3 * защита курсовой работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Лекции по методологии социологических исследований : учебник для вузов, Батыгин, Г. С., 1995
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Общественная роль социологии : [сб.], , 2008
  • Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • PR-дизайн и PR-продвижение: Учебное пособие / Шпаковский В.О., Егорова Е.С. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2018. - 452 с.: ISBN 978-5-9729-0217-0
  • Готлиб, А. С. Введение в социологическое и с следование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. С. Готлнб. - 4-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 382 с.– ISBN 978-5-89349-760-1. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1047517 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047517
  • Ермолова, Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+ [Электронный ресурс] / Н.Ермолова; БД AlpinaDigital. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 358 с. – ISBN 978-5-9614-6152-7. – Режим доступа: http://lib.alpinadigital.ru/reader/book/726. – Загл. с экрана.
  • Касьянов В. В. - СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-09839-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-massovyh-kommunikaciy-428767
  • Коноваленко М. Ю., Ясин М. И. - ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ И PR. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 393с. - ISBN: 978-5-534-00765-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-reklamy-i-pr-432096
  • Оганян К. М. - МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 299с. - ISBN: 978-5-534-09590-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-i-metody-sociologicheskogo-issledovaniya-434398
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • Селезнева Л. В. - ПОДГОТОВКА РЕКЛАМНОГО И PR-ТЕКСТА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 159с. - ISBN: 978-5-534-04084-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/podgotovka-reklamnogo-i-pr-teksta-438737