• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Система международных отношения и конфликты в регионе БВСА

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках учебной дисциплины рассмотрены основные элементы и отличительные черты региональной системы международных отношений на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Основное внимание сконцентрировано вокруг ключевых региональных расколов и конфликтов: арабо-израильского, палестино-израильского, суннитско-шиитского, и др. В процессе освоения учебной дисциплины студенты смогут изучить основные этапы развития отношений стран региона друг с другом и внешним миром, особенности процессов принятия решений, закономерности внешней политики стран региона, а также форматы и возможности внутрирегионального и международного сотрудничества. Отдельное внимание будет уделено той роли, которую играет Россия в вопросах урегулирования конфликтов в изучаемом регионе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является получение студентами предметного знания факторов (политических, экономических, социальных, внешнего и внутреннего характера), влияющих на курс государств БВСА в региональных и международных делах. Актуальность этой задачи обусловлена значением региона в мировой политике и экономике. Преподавание курса будет осуществляться под углом зрения решения прикладных задач подготовки студентов к эффективному бизнес-взаимодействию со странами региона БВСА, численность население которых в ближайшие тридцать лет в два раза превзойдет численность населения всех европейских стран. В силу этого, спецификой курса будет максимальное приближение учебного материала к реалиям региона, учет личного опыта работы в странах БВСА разработчика курса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет основные региональные и субрегиональные организации, их цели и задачи, историю возникновения, итоги их деятельности. описывает историю взаимодействия и сегодняшние параметры сотрудничества с Лигой Арабских государств, Советом сотрудничества государств Персидского залива, Организацией исламского сотрудничества.
  • Выявляет реальные возможности продвижения Ираном своих интересов в регионе. Различает соотношение сил в высших эшелонах власти Ирана по вопросам ближневосточной политики. Называет основные положения Совместного всеобъемлющего плана действий относительно ядерной программы Тегерана, ситуации в этом вопросе на сегодняшний день.
  • Выявляет цели, задачи и методы воздействия на ситуацию в регионе руководства США. Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, КНР, международных и региональных организаций и объединений – ЕС, НАТО. Предметное представление в отношении вектора и параметров воздействия на регион внешних сил, осуществляемого в индивидуальном и коллективном форматах.
  • Называет основные региональные конфликты и кризисные ситуации, сравнивает их характеры, причины возникновения, определяет форматы и результаты действий, осущестлявшихся с целью решения этих конфликтов и кризисов.
  • Называет основные резолюции СБ ООН по противодействию терроризму, предотвращению финансирования его организаций и ячеек. Четко формулирует позиции Российской Федерации и существа мер, предпринимаемых РФ в сфере антитеррора.
  • Объясняет исторически обусловленное стремление руководства Турции играть особую роль в регионе БВСА. Распознает специфику международной и региональной деятельности нынешнего руководства Турции. Возможности сопряжения политических курсов Турции и Российской Федерации в региональных делах, в том числе, в вопросах противодействия терроризму, преодолению сирийского кризиса
  • Определяет важнейшие аспекты военно-политической ситуации в зоне Персидского залива. Четко называет позиции региональных и внерегиональных сторон по вопросам свободы мореплавания в зоне Персидского залива, тематику нераспространения. Формулирует основные положения российского проекта создания в зоне Персидского залива региональной системы безопасности и сотрудничества, позиции сторон в отношении этого документа
  • Определяет предпосылки возникновения экстремистских течений в регионе, взаимодействия экстремистских организаций с политическими и идеологическими центрами в других регионах мира, США, Европе. Выделяет характер влияния экстремистских идей на политическую ситуацию в странах региона.
  • Определяет причины возникновения арабо-израильского конфликта, основные этапы его эволюции, имеющиеся договоренности, решения СБ ООН, касающиеся принципов разрешения конфликта. Объясняет характер политической линии в ближневосточном конфликте основных региональных и мировых держав. Описывает историю и результаты ближневосточного мирного мадридского процесса на двусторонних и многосторонних треках. Самостоятельно оценивает развитие событий в контексте ближневосточного мирного процесса
  • Определяет причины возникновения и распространения в странах БВСА террористических ячеек и организаций. Показывает их связи с западными странами. Определяет причины, обусловившие возможность создания ИГИЛ, наличие противоречий в позиции различных государств по вопросам противодействия терроризму.
  • Определяет причины, характер и масштабы этно-конфессиональных противоречий и конфликтов в регионе БВСА. Распознает соотношения исторически обусловленных и искусственно привносимых факторов, влияющих на масштабы и формы суннито-шиитского противостояния, в том числе на уровне межгосударственных отношений и деятельности международных и региональных организаций.
  • Предметно выделяет базисные характеристики стран региона, их ресурсного потенциала исторических, этно-конфессиональных и политических факторов, определяющих параметры и вектор участия государств региона в мировой политике, экономике, торговле, энергетике, в деятельности региональных организаций.
  • Распознает особенности послевоенной ситуации, в которой СБ ООН принял решение об образовании на территории Палестины двух государств. Определяет основные принципы государственного строительства Израиля и формирование его внешнеполитического курса. Определяет характер политики Израиля в регионе БВСА,
  • Формулирует конкретные предложения по проблемам укрепления мира, режимов нераспространения и обеспечения благоприятных условий для сотрудничества расположенных в регионе БВСА государств. Разрабатывает аргументированные инициативы по этой тематике.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности региона БВСА. Роль региональных государств в мировой политике, экономике, энергетике.
  • Классификация конфликтных и кризисных ситуаций в странах БВСА, причины их возникновения.
  • Региональные и субрегиональные организации БВСА.
  • Влияние внешних факторов на ситуацию в регионе БВСА
  • Арабо-израильский конфликт – причины, характер противоречий, опыт политико-дипломатических усилий по его урегулированию.
  • Радикальные и экстремистские течения в странах БВСА, их влияние на региональную ситуацию.
  • Терроризм: международные и региональные форматы антитеррористической борьбы
  • Этно-конфессиональные противоречия в регионе БВСА, причины и характер усиления суннито-шиитского противостояния.
  • Особенности региональной политики Турции.
  • Фактор Израиля в развитии ситуации в ближневосточном регионе.
  • Иранских фактор в развитии ситуации в ближневосточном регионе.
  • Динамика развития событий в зоне Персидского залива.
  • Что можно сделать для формирования системы устойчивых мирных условий и обеспечения динамичного развития стран региона БВСА?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий игра-имитация
  • неблокирующий Экзамен в форме защиты эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * Активность на семинарах + 0.15 * игра-имитация + 0.15 * Эссе + 0.6 * Экзамен в форме защиты эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Лунёва С.И. - ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 428с. - ISBN: 978-5-534-03131-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-azii-i-afriki-posle-vtoroy-mirovoy-voyny-v-2-ch-chast-1-433151

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Практика зарубежного регионоведения и мировой политики: Учебник / А.Д. Воскресенский и др.; Под ред. А.Д. Воскресенского. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Магистратура). (п) ISBN 978-5-9776-0312-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/457159