• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История персидской литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Язык и литература Ирана)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Назначение программы – теоретический курс в рамках образовательной программы «Язык и литература Ирана», рассчитанный на студентов ИКВИА, изучающих персидский язык в качестве основного. Курс «История персидской литературы» рассчитан на два года (2 и 3 курсы), на втором курсе студенты изучают историю персидской литературы с её возникновения и до начала XV в., а на третьем продолжают изучение классической и постклассической литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Cтудент должен знать основные этапы истории развития персидской литературы
  • Студент должен уметь ориентироваться в огромном массиве литературных текстов, созданных на персидском языке, и находить необходимую информацию о конкретном авторе или произведении в источниках, историях литературы и специализированных справочных пособиях
  • Студент должен уметь читать, анализировать, переводить и комментировать исторические и литературные источники; представлять результаты своей работы в форме статей и докладов
  • Студент должен быть знаком с важнейшими литературными памятниками позднеклассической эпохи и нового времени
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с культурной жизнью Хорасана, Средней Азии и Ирана в эпоху Тимуридов, с основными особенностями стиля тимуридской поэзии, с жизнью и творчеством представителей её важнейшего центра – гератского литературного круга. Знакомство с шиитской религиозной поэзией и историко-панегирическими поэмами. Знакомство с важнейшими поэтическими антологиями (тазкире) XVI–XVII вв. как с одним из важнейших источников по истории литературы региона.
  • Студенты получат представление о возрождении придворной литературы при первых Каджарах, познакомятся с продолжателями школы «Базгашт» (Саба, Нешат, Весал Ширази, Мирза Абу-л-Касим Фарахани); узнают о новых особенностях в языке и стиле при традиционном содержании и формах поэзии.
  • Знакомство с основными сочинениями российских и европейских востоковедов и чиновников, побывавших в Персии в XIX в.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература XV–XVI вв.
    Литературный стиль эпохи Тимуридов. Абдуррахман Джами (эпоха, жизнь, творчество). Литература Средней Азии при династии Шейбанидов. Раннесефевидская литература. Поэтические антологии XVI–XVII вв.
  • Литература XVIII–XIX вв.
    Литература Ирана на рубеже XVIII–XIX вв. и в первой половине XIX в.: Колониальная экспансия и соперничество великих держав, возрождение придворной литературы при Каджарах, продолжатели школы «Базгашт». Литература второй половины XIX в.: религиозно-социальные движения, просветительство, развитие публицистики, европейское литературное влияние. Литература периода конституционной революции 1905–1911 гг., периода реакции и первой мировой войны.
  • Изучение персидской литературы в России.
    Западные и российские востоковеды и чиновники в Иране. Переводы произведений персидской литературы на русский язык. Изучение персидской литературы в России.
  • Литература второй половины XVI–XVIII вв.
    Литературный круг шаха Аббаса I на рубеже XVI–XVII вв. XVII в. в литературе Сефевидского Ирана: кризис «классицизма». Литература мусульманской Индии в XVI–XVII вв. XVIII в. в литературе Ирана: экономический и политический кризис в стране, угасание традиций «высокой» литературы, народные дастаны, становление тазийе, литературная школа «Базгашт».
  • Онлайн-курс "Классическая персидская литература"
    Онлайн-курс на платформе Openedu, автор М.Л. Рейснер
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Активность на семинарских занятиях + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lane, George E.. Early Mongol Rule in Thirteenth-Century Iran : A Persian Renaissance, Routledge, 2003. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=178216.
  • Necklace of the Pleiades : 24 Essays on Persian Literature, Culture and Religion, edited by Franklin Lewis, and Sunil Sharma, Leiden University Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3327176.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bruijn, J. T. P. de. (2009). General Introduction to Persian Literature : History of Persian Literature A, Vol I. London: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=806360