• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Сравнительный анализ систем образования

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Доказательное развитие образования
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Это вводный курс, нацеленный на формирование у студентов понимания текущей научной дискуссии о подходах, возможностях и границах сравнительного анализа систем образования. Дисциплина сравнительного и международного образования является междисциплинарной и очень широкой областью. Курс адресуется к той её части, которая, с одной стороны фокусируется на анализе образовательных систем (прежде всего национального уровня), с другой стороны, задается большими макроисторическими вопросами о взаимосвязи образования и политических, экономических, и социальных изменений. Занятия строятся вокруг интенсивного чтения оригинальных академических текстов и обсуждения разных концепций и подходов на примере кейсов и актуальных феноменов. Логика тематического плана предполагает хронологически выстроенный обзор существующих в дисциплине ключевых подходов и идей, включая неоклассическую экономику, функционалистские и конфликтные концепции, теории модернизации и зависимого развития, институциональный подход, политико-экономические подходы к сравнению моделей формирования навыков в обществе и др. При обсуждении разных подходов предметный фокус концентрируется на институциональном устройстве образовательных систем, воспроизводстве социальной стратификации, соотношении образования и других сфер общества, политике развития образования с учетом национальных контекстов и глобальных трендов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучение основных теоретических подходов в сравнительном и международном образовании
  • применение теоретических концепций и подходов для сравнения систем образования и отдельных феноменов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение демонстрировать знание методологии, современных теорий и подходов в международном и сравнительном образовании.
  • Умение демонстрировать базовые знания прикладных методов исследования в области международного и сравнительного образования
  • Знание основных источников данных для межстранового сравнения образовательных систем, умение ими оперировать и использовать для проведения исследований и подготовки аналитических документов
  • Умение представлять результаты групповой и индивидуальной исследовательской работы как в устной, так и письменной форме профессиональной аудитории
  • Умение объяснять и сравнивать влияние различных политических, социокультурных и экономических контекстов на систему образования
  • Знание базовых терминов, принципов и концепций сравнительного анализа систем образования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История, нарративы и границы межстранового сравнительного образования.
    - Что такое системы образования? Можно ли их сравнивать, зачем и как? - В чем разница между сравнительным и межстрановым (международным) образованиями? - Как связан глобальный исторический контекст и эволюция сравнительного образования? - Формирование сравнительного образования как научной дисциплины: от исторического функционализма к социальной науке. - Этапы эволюции сравнительного образования и картирование основных нарративов. Позитивизм, релятивизм, функционализм. - Можно ли увидеть границы предметного поля в сравнительном образовании в эпоху постмодернизма?
  • Методы и данные в сравнительном анализе образовательных систем.
    - Что из себя представляет исследование в области сравнительного образования и как оно проводится? - Единицы анализа в сравнительном образовании, и что они позволяют нам сравнивать и обобщать внутри и между образовательных систем. - Источники данных и основные показатели в сравнительных исследованиях образования. - Критика исследований и методов сбора данных в поле сравнительных исследований в образовании.
  • Функционализм, образование и модернизация.
    - Парадигмальные истоки функционализма в сравнительном образовании. Насколько релевантна идея равновесия в общественных и образовательных системах? - В чем заключаются общественные функции образования в сравнительной перспективе? - Позитивистская традиция и научный подход к сравнительному образованию. В чем схожи, и в чем отличаются ранний исторический и структурный функционализм? - Почему образование рассматривается в качества ядра модернизации? Возможна ли модернизация без образования? Работают ли идеи функционализма для постиндустриальных обществ? - Почему функционализм сохраняет свою популярность до сих пор и чем может быть полезен в современных межстрановых исследованиях систем образования?
  • Конфликт и воспроизводство социальных отношений в образовательных системах.
    - Как и почему возникли конфликтные концепции в образовании? Что они могут объяснить лучше (а что хуже), чем функционализм? - Какова роль образования в воспроизводстве социальной стратификации на уровне стран? Как институциональная организация образовательных систем способствует/препятствует воспроизводству социальной стратификации? - Каково место образования в воспроизводстве отношений доминирования на глобальном уровне. Мир-системный анализ и концепция зависимого развития применительно к образованию. Какие эмпирические свидетельства используются для верификации этих подходов? В чем преимущества, и в чем издержки международного развития? - Можно ли назвать образование инструментом культурного империализма? - Как конфликтные подходы и концепции продолжают влиять на сравнительные исследования в образовании?
  • Человеческий капитал и неоклассическая экономическая теория.
    - Неоклассическая экономика: основные принципы; - Вклад неоклассической экономической теории в понимание роли образования в обществе, вклад теории в сравнительные исследования образования; - Что такое теория человеческого капитала и отдача от образования? - Как теория человеческого капитала повлияла на исследования образования? - Влияние идей неоклассической экономики/теории человеческого капитала на политику и исследования международных организаций развития - Критика неоклассического (неолиберального подхода) и теории человеческого капитала; - В чем ключевое отличие базовых предпосылок о связи образования и общества в неоклассическом экономическом подходе и в концепции зависимого развития?
  • Результативность, эффективность и производственная функция в образовании.
    - Что такое производственная функция в образовании? Этапы эволюции идеи. - Компоненты производственной функции: ресурсы, результат, контекст. - Как оценивать производственную функцию? - Результативность, эффективность, продуктивность в образовании. - Международные метрики оценки эффективности и качества образовательных систем: рейтинги и тесты. - Применение понятия производственной функции к сравнительным исследованиям в образовании. - Концепция нового государственного управления в образовании.
  • Глобализация и конвергенция образовательных систем, институциональный подход в образовании.
    - Трансформация образования и сравнительных исследований образования в условиях глобализации. - Локальное и глобальное в сравнительном образовании. - Основные положения институционального подхода в образовании. - Массовизация школьного и высшего образования: аргументы с позиции теорий глобализации и нового институционализма. - Императивы оценивания в образовании, приватизация и технологизация сектора образования. - Происходит ли конвергенция в образовании, становятся ли системы всё более похожими друг на друга? - Могут ли системы образования оставаться уникальными в современном мире?
  • Заимствование и трансфер политик, неоколониализм и транзитные образовательные системы
    - Концепции заимствования политик в сравнительных исследованиях образования; - Подходы к исследованию заимствования, трансфера и адаптации политик; - Соотношение глобальных паттернов и локальных контекстов в трансфере образовательных политик. - Заимствование образовательных политик и аргументы институционального подхода; - Неоколониализм, постколониализм, доминирование и механизмы влияния на образовательные системы; - Как транзитные страны формируют свою образовательную политику? На что похожи системы образования в транзитных странах?
  • Образовательные системы в государствах всеобщего благоденствия.
    - Исторический институционализм и концепция ресурсов власти. - Роль левых партий и профсоюзов в формировании образовательных систем. - Образование - инструмент или альтернатива социальной политики? - Образование как право и образование как товар. -Декоммодификация и стратификация в образовании. - Либеральные, социально-демократические и консервативные режимы государств всеобщего благосостояния: как и почему они различаются в паттернах образовательной политики. - Эвристика режимов государств всеобщего благосостояния в сравнительном и международном образовании.
  • Общественные модели формирования навыков
    - Разновидности капитализма (variety of capitalisms) и режимы производства. Политико-экономический контекст развития систем образования. - Чем отличается структура навыков в либеральных и координированных экономиках? - Моделирование образовательных систем для разных типов капитализма: режимы формирования навыков, режимы формирования человеческого капитала. - Как общественное мнение и политические представительство влияют на формирование и развитие образовательных систем? - Как связана избирательная система, структура парламентских коалиций и финансирование образования, структура навыков, равенство образовательных возможностей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Присутствие на занятиях
  • неблокирующий Тест 1
    Знакомство с литературой, а также в целом с ключевыми идеями подходов сравнительного образования, будет оцениваться 2-мя тестами. Тесты основаны на материале обязательной литературы, презентаций лекторов и обсуждениях на занятиях.
  • неблокирующий Тест 2
    Знакомство с литературой, а также в целом с ключевыми идеями подходов сравнительного образования, будет оцениваться 2-мя тестами. Тесты основаны на материале обязательной литературы, презентаций лекторов и обсуждениях на занятиях.
  • неблокирующий Участие в обсуждении на занятиях
    Список литературы для подготовки к занятиям указан в разделе "Презентация курса". Активное участие в обсуждении прочитанных текстов является основным требованием данного курса. Это означает, в том числе, своевременное и полноценное посещение всех занятий, чтение обязательной литературы перед занятиями и готовность ее обсуждать. Используйте обсуждения, чтобы задавать вопросы, прояснять непонятные тезисы или делиться вашими представлениями о прочитанном. Участие в занятиях предполагает выступление и обсуждение текстов на основе вашего оригинального анализа. Приветствуются ваше изложение сути прочитанного, критика подходов, сравнительное сопоставление с прочитанным на прошлых занятиях, проекция на конкретные эмпирические примеры и кейсы. Ваше участие будет оцениваться по тому, насколько ваш вклад в дискуссию демонстрирует, что вы читали тексты и размышляли над ним, а не по количеству времени, которое вы говорите в классе.
  • неблокирующий Презентация
    Групповое (в группах до 4-х человек) или индивидуальное представление (презентация) подхода, концепции, проблемы или конкретных академических текстов по тематике курса. При групповой презентации оценивается индивидуально вклад каждого участника группы. Что необходимо отразить в презентации: Описание основных идей подхода/концепции. Развернутый критический комментарий. Сопоставление с другими подходами и концепциями. Применение подхода/концепции на конкретных кейсах с использованием эмпирических данных межстрановых сравнений. Представление вопросов для общей дискуссии.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    На выбор: 1) Критический обзор литературы по тематике одного из теоретических подходов, рассмотренных в курсе. Требования: - Объем - не менее 3000 слов. - Минимум 20 источников для обзора. - Текст обзора должен включать: постановку задачи; описание и проблематизацию теоретического подхода; логически выстроенное изложение источников литературы; иллюстрацию подхода на конкретных кейсах и эмпирических данных; критическое заключение; предложения о возможностях использования подхода в будущих исследованиях в сравнительном образовании. 2) Кейс-стади (на заданную тему) с использованием теоретических подходов, изученных в рамках курса и коротким разбором кейсов систем образования не менее чем в 2-х странах (по выбору студента) Требования: - Объем не менее 3000 слов. - Текст работы должен содержать: краткое введение (постановка и обзор проблемы/вопроса), изложение явления/проблемы в сравнительной перспективе теорий и концепций, рассмотренных в рамках курса, сравнительный анализ явления/проблемы не менее, чем в двух системах образования (с опорой на исследования, данные из открытых источников), заключение (выводы и дискуссия). По согласованию с преподавателями тематика эссе может быть уточнена и адаптирована под задачи подготовки ВКР студента. NB!: Сдача эссе с опозданием (без уважительной причины) повлечет за собой снижение оценки на 1 балл за каждый день опоздания.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Итоговое эссе + 0.15 * Презентация + 0.1 * Присутствие на занятиях + 0.075 * Тест 1 + 0.075 * Тест 2 + 0.2 * Участие в обсуждении на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mark Bray, Bob Adamson, & Mark Mason. (2014). Comparative Education Research : Approaches and Methods: Vol. Second edition. Springer.
  • Robert Cowen, & Andreas M. Kazamias. (2009). International Handbook of Comparative Education. Springer.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Martin Carnoy. (2019). Transforming Comparative Education : Fifty Years of Theory Building at Stanford. Stanford University Press.