• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар: Индивидуальное (биографическое) измерение мусульманской истории в Центральной Азии

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 62

Программа дисциплины

Аннотация

У студентов, которые, возможно, не имеют опыта чтения и изучения текстов средневековой литературы, необходимо сформировать представление о литературной традиции, в рамках которой создавались подобные тексты – о её конвенциональной природе, о жанровом разнообразии, о ключевых текстах, связанных с жизнеописанием, в первую очередь – с «рассказом о себе». Для мусульманской Центральной Азии первостепенное значение имеют арабская, персидская и чагатайская традиции, и именно на текстах, созданных внутри этих традиций с самого раннего этапа их существования мы и сосредоточим своё внимание. В центре нашего внимания будут находиться ключевые тексты, дающие примеры различных типов (авто-)биографического нарратива, а также исследовательские работы, им посвящённые. В связи со спецификой программы круг источников и будет ограничен произведениями, доступными в русских и английских переводах. В ходе обсуждения источников и исследовательской литературы по изучению автобиографических, агиографических, историографических и художественных текстов студенты познакомятся с основными подходами и методиками анализа источников, содержащих (авто-)биографический нарратив.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студенты познакомятся с различными жанрами арабской, персидской и чагатайской словесности, в рамках которых осуществлялся рассказ о собственной персоне либо о жизненном пути другого человека.
  • Студенты познакомятся с классификацией «рассказов о себе», их структурой, авторскими интенциями и рефлексией
  • Студенты прочтут ключевые источники по теме, доступные в русских и английских переводах, и получат навыки их анализа
  • Студенты познакомятся с ключевыми исследовательскими работами, составляющими минимальную теоретическую базу для изучения «рассказов о себе» и жизнеописаний, созданных в мусульманском мире в эпоху до Нового времени
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты познакомятся с современными подходами к изучению «рассказов о себе», методами анализа «рассказов о себе», основной терминологией, применяемой в современной исследовательской литературе
  • студенты будут знать основные жанры биографической литературы, познакомятся с предложенными в исследовательской литературе способами классификации «рассказов о себе», узнают о целях написания «рассказов о себе», получат навыки литературоведческого анализа жизнеописаний.
  • студенты познакомятся с базовыми исследованиями, рассматривающими вопросы соотношения литературы и факта в персоязычных исторических сочинениях XI–XV вв.; студенты познакомятся с ключевыми историческими сочинениями, представляющими собой «рассказ о себе»; студенты получат навыки анализа подобных сочинений
  • студенты знакомятся с географической литературой мусульманского мира эпохи до Нового времени, получают навыки анализа ключевых сочинений типа травелог
  • студенты знакомятся с агиографической литературой (видами, жанрами, историей становления и развития), получают навыки анализа агиографических сочинений, получают навыки анализа автобиографических сочинений, посвящённых эволюции духовного мира автора
  • студенты познакомятся с исследованиями, затрагивающими проблему «рассказа о себе» как литературной условности и влияния литературного канона на структуру «рассказа о себе»; студенты получат навыки анализа «рассказа о себе» с точки зрения его соответствия литературному канону
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Изучение «рассказов о себе»
    Понятие «рассказа о себе». Современные подходы к изучению «рассказов о себе». Проблемы изучения «рассказов о себе», написанных в период до Нового времени, «рассказы о себе» как «искажения» того или иного литературного жанра.
  • «Рассказы о себе» в мусульманском мире
    Проблема классификации и жанровой принадлежности. Основные жанры. Авторские интенции, авторская рефлексия. «Рассказ о себе» как резюме. «Рассказ о себе» как способ терапии.
  • Жизнеописание и историография
    Историография и литературный канон. Дидактическая функция истории. Фигура правителя в историческом сочинении и в дидактической литературе. «Рассказы о себе», относящиеся к подтипу написанных в тоске по родине и былому величию. «Рассказы о себе», относящиеся к подтипу «изображение жизни правителя глазами авторитетного лица».
  • Жизнеописание и география
    Географическая литература в мусульманском мире: становление и развитие, виды и жанры, ключевые сочинения. Травелоги как «рассказы о себе»: сведения очевидца, путешествие за знанием
  • Жизнеописание и агиография
    Агиографическая литература в мусульманском мире: виды, жанры, история становления. Жизнеописания Джалал ад-Дина Руми и становление легенды. Жития Ходжи Ахрара. Роль рассказа о сновидениях в агиографической литературе. Рассказы об эволюции собственного духовного мира: типы, структура, «общие места». Автоагиография
  • Жизнеописание и литература
    «Рассказ о себе» как художественный приём. Автобиографический нарратив как приём «представления» художественного текста. Художественный вымысел в «рассказе о себе», влияние литературного канона на структуру и содержание «рассказа о себе»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Контрольные работы
  • блокирующий Экзамен
    По усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, при успешном (9 или 10 баллов) прохождении контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка (9 или 10 баллов) автоматически.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Контрольные работы + 0.5 * Работа на семинарских занятиях + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dwight F. Reynolds. (2001). Interpreting the Self : Autobiography in the Arabic Literary Tradition. University of California Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • John Renard. (2008). Friends of God : Islamic Images of Piety, Commitment, and Servanthood. University of California Press.
  • Shoshan, B. (2004). Poetics of Islamic Historiography : Deconstructing Ṭabarī History. Brill.