• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Исследования образования-продвинутый уровень

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Доказательная образовательная политика
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Первая часть курса посвящена изучению методов поиска каузальной связи в исследованиях образования. В рамках курса подробно рассматривается концепция каузального анализа, дается определение причинно-следственной связи. Изучаются основные методы установления причинно-следственных связей в исследованиях образования: экспериментальные и квазиэкспериментальные. В качестве экспериментальных методов рассматриваются различные виды рандомизированных экспериментов. Среди изучаемых квазиэкспериментальных методов: дизайн с разрывной регрессией, использование инструментальной переменной и отбор подобного по вероятности. Помимо теоретического материала значительная часть курса посвящена практической работе. Студенты научатся планировать и организовывать экспериментальные исследования, применять на данных квазиэкспериментальные методы. Наконец, в данном курсе студенты смогут познакомиться с рядом знаковых исследований эффектов в области образования. Вторая часть курса посвящена проблематике полевой работы. В базовых курсах, посвященных качественной методологии в социальных науках, обычно дается общий обзор методов сбора и анализа данных, их возможностей и ограничений. Однако проблематика полевой работы в качественных исследованиях этими темами далеко не исчерпывается. На практике в ходе такой работы исследователи сталкиваются со множеством задач и проблем (от формулировки исследовательского вопроса, входа в поле и практик написания полевых заметок до практик анализа данных и рефлексии своей позиции как исследователя), которые, как правило, не умещаются в базовые курсы. Кроме этого, обсуждение разных аспектов исследовательской работы сложно вписать в лекционный формат, т.к. большинство вопросов возникает при самостоятельных попытках провести наблюдение или закодировать интервью. Курс предлагает в первую очередь не широкий взгляд на разные темы, связанные с традицией качественных исследований в социальных науках, а более интенсивную работу с практическими проблемами, возникающими в ходе полевой работы, и приобретение навыков рефлексии, обсуждения и решения этих проблем. На материале личного исследовательского опыта слушателей, полученного при выполнении заданий, будут рассматриваться проблемы, которые могут возникнуть на каждом из этапов полевой работы (разработка и артикуляция исследовательского вопроса, вход и пребывание в “поле”, анализ данных, презентация результатов). Основное внимание в курсе уделяется использованию качественных методов и практиках полевой работы в исследованиях образования. Третья часть курса посвящена современным исследованиям неравенства образовательных возможностей. В рамках курса студенты познакомятся с наиболее известными работами, посвященными концепциям неравенства в образовании, социальным различиям в семейных инвестициях в образовательную среду, краткосрочным и долгосрочным эффектам дошкольного образования, разным аспектам воспроизводства социального неравенства в школе, выбором образовательной траектории и эффектам от образования разного уровня во взрослой жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель первой части курса тройственная: (а) познакомить студентов с концепцией каузального анализа, рандомизированным экспериментом и основными квазиэкспериментальными методами, используемыми для оценки каузальных связей, (б) познакомить с современными исследованиями эффектов в образовании, выстроенными с применением экспериментального и квазиэкспериментального дизайна; (в) научить выстраивать дизайн эксперимента и проводить анализ данных, используя квазиэкспериментальные методы в пакете Stata.
  • Цель второй части курса – формирование у студентов знаний о спектре методов сбора качественных данных, их особенностях и области применения; знаний о силе качественных методов и связанных с их использованием сложностей; знаний об основных проблемах, которые могут возникнуть в ходе полевой работы, умений ее организовывать и вести (в т.ч. навыков входа в поле и налаживания логистики, поиска информантов, ведения интервью, наблюдения, ре-флексии своей позиции в ходе исследования, работы с собственными переживания-ми, выхода из поля и др.)
  • Третья часть курса преследует цель познакомить студентов с современными эмпирическими исследованиями, посвященными проблеме социального неравенства в образовании, его эффектам и интервенциям, направленным на его снижение. Студенты получат ответы на следующие вопросы: 1) Каковы размеры неравенства образовательных возможностей учащихся из разных социальных групп? 2) Как социальное неравенство воспроизводится в образовании? 3) Каковы механизмы, которые могут повысить образовательные результаты учащихся, находящихся в сложных социальных условиях? 4) Чем определяется выбор образовательных траекторий и каковы экономические и социальные эффекты от разных образовательных траекторий? 5) Каковы эффекты от интервенций, направленных на снижение социального неравенства в образовании? В рамках курса фокус сделан на различия в образовательных возможностях учащихся с разным социально-экономическим статусом, гендером и из разных расовых/этнических групп.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты анализируют и сравнивают различные методы сбора качественных данных в социальных науках
  • студенты формулируют основные принципы методологии качественных исследований
  • студенты формулируют проблемы, которые могут возникнуть в ходе полевой работы
  • студенты кодируют интервью
  • студенты формулируют основные подходы к анализу качественных данных в социальных науках
  • студенты формулируют основные подходы к оценке валидности и надежности в "качественных" исследованиях
  • студенты выделяют и описывают основные сложности, возникшие в ходе полевой работы
  • студенты презентуют результаты полевой работы
  • студенты формулируют принципы оценки каузальных связей
  • студент определяет метод анализа для решения поставленной исследовательской задачи и проводит анализ данных с использованием отбора подобного по вероятности
  • студент определяет метод анализа для решения поставленной исследовательской задачи и проводит анализ данных с использованием разрывной регрессии
  • студент определяет метод анализа для решения поставленной задачи и проводит анализ данных с использованием инструментальной переменной
  • студенты разрабатывают проект эксперимента под поставленные исследовательские задачи
  • студенты формулируют особенности экспериментального дизайна исследования
  • Студент должен быть знаком с исследованиями краткосрочных и отложенных эффектов раннего образования на когнитивные навыки и образовательные достижения в школе.
  • Студент должен быть знаком с исследованиями ожиданий учителей относительно образовательных результатов учащихся, уметь оценивать валидность учительских ожиданий
  • Студент должен быть знаком с теориями социального неравенства в выборе образовательной траектории и уметь описывать первичные и вторичные эффекты социально-экономического статуса на выбор траектории
  • Студент должен владеть различными методиками измерения социальной сегрегации школ, уметь оценивать доступ к школьным ресурсам для учащихся из разных социальных групп.
  • Студент должен знать концепции внутрипоколенческой и межпоколенческой мобильности, уметь описывать отложенные эффекты от полученного образования.
  • Студент должен знать основные концепции неравенства образовательных возможностей, уметь оценивать задачи школы с точки зрения снижения неравенства образовательных возможностей.
  • Студент должен знать результаты исследований о вкладе наследственности и социальной среды в развитие когнитивных и некогнитивных навыков и в образовательные результаты учащихся.
  • Студент должен уметь анализировать динамику гендерных, расовых и социальных различий в образовательных результатах и делать сопоставления для разных стран.
  • Студент должен уметь анализировать различия в стилях воспитания и образовательных практиках родителей с разным социально-экономическим статусом
  • Студент должен уметь выделять и описывать факторы академической резильентности в разных странах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.1. Принципы каузального анализа
    Каузальная связь. Модель Неймана-Рубина. Сопоставляемые условия. Потенциальные результаты. Внутренняя валидность. Допущения каузального анализа: SUTVA, unconfoundedness. Эффект общего равновесия.
  • Тема 1.2. Рандомизированный эксперимент (Randomized Experiment)
    Типы экспериментального дизайна. Рандомизированный эксперимент: принципы, преимущества. Конструирование дизайна: определение зависимой и независимой переменной, конструирование выборки, определение длительности эксперимента. Типы и способы рандомизации. Статистическая мощность исследования. Условия проведения эксперимента и проблемы с внутренней валидностью.
  • Тема 1.3. Анализ с инструментальными переменными (Instrumental Variables)
    Эндогенность независимых переменных. Инструментальная переменная: идея, допущения. Методы оценки: 2 SLS, GMM. Релевантность инструмента. Диагностика моделей. Использование инструментальной переменной для улучшения экспериментального и квазиэкспериментального дизайна. Анализ в Stata.
  • Тема 1.4. Первая разность. Разность-в-разности. Разрывная регрессия (First difference. Difference-in-difference. Regression Discontinuity)
    Первая разность. Вторая разность. Разность-в-разности. Основные принципы разрывной регрессии как метода оценки эффектов. Точка разрыва. Анализ с четкой и размытой точкой разрыва. Проблемы с внутренней валидностью в данном типе дизайна. Анализ в Stata.
  • Тема 1.5. Отбор подобного по вероятности (Propensity Score Matching)
    Сбалансирование данных: основная идея. Стратификация. Отбор подобного по вероятности: идея, этапы. Propensity score: идея, допущения. Методы отбора подобного: optimal matching, greedy matching. Оценка сбалансированности данных. Отбор, когда переменная, эффекты которой оцениваются, включает больше 2 категорий (treatment doses). Методы анализа после отбора. Анализ в Stata.
  • Тема 2.1 Традиция качественных исследований в социальных науках
    Понятие полевой работы. Основания качественной традиции в социальных науках; области применения качественных методов. Основные этапы полевой работы. Общие проблемы подготовки полевой работы. Особенности постановки исследовательского вопроса и разработки дизайна исследования. Принципы разработки гайда интервью, протокола наблюдений.
  • Тема 2.2 Проведение полевого этапа
    Проведение полевого этапа: методологические, содержательные, организационные, ресурсные проблемы. Вход в поле. Принципы формирования выборки в качественном исследовании. Практики ведения интервью, написания полевого дневника, фиксации наблюдений. Этические принципы
  • Тема 2.5. Опыт пребывания в поле
    Рефлексия опыта пребывания в поле. Как осуществлялся вход в поле. Как трансформировался исследовательский вопрос, как менялся инструментарий. Возникшие этические проблемы. Возможности работы с собственными переживаниями и очевидностями, организация личной и коллективной рефлексии.
  • Тема 2.3 Анализ качественных данных
    Подходы и инструменты анализа «качественных» данных; структура и подходы к описанию результатов «качественного» исследования. Практика по обработке материалов интервью и материалов наблюдений, анализ полевых дневников. Практика по коллективной работе с материалами интервью и наблюдений
  • Тема 2.4 Качество данных
    Валидность и надежность в исследованиях, выполненных в рамках «качественной» традиции. Триангуляция. Структура описания результатов исследования. Критика качественных методов
  • Тема 2.6 Презентация результатов
    Как презентовать результаты и подготовить статью с описанием результатов исследования, выполненного в «качественной» традиции.
  • 3.2. Неравенство образовательных результатов учащихся в динамике и сопоставлении разных стран
    Социальные, гендерные и расовые различия в уровне образования. Социальные различия в функциональной грамотности учащихся. Социальные различия в грамотности взрослого населения.
  • 3.3. Роль наследственности и социальной среды
    Наследуемость когнитивных и некогнитивных навыков. Наследственность и образовательные результаты учащихся. Вклад социальных характеристик семьи, ближайшего окружения в развитие учащихся. Исследования близнецов.
  • 3.4. Семейные инвестиции в развитие детей
    Инвестиции семей с разным социально-экономическим статусом в образовательную среду (Early Childhood Longitudinal Study). Стили воспитания, образовательные практики родителей: различия по социально-экономическому статусу и расе/этничности (Unequal Childhoods Study). Связь различий в воспитании и распределении времени с разрывом в академических достижениях детей (Panel Study of Income Dynamics Child Development Supplement). Программы, направленные на повышение вовлеченности родителей в образование детей и их эффекты.
  • 3.5. Краткосрочные и отложенные эффекты дошкольного образования
    Эффекты раннего образования на когнитивные навыки и образовательные достижения в школе для детей из семей с низким социально-экономическим статусом. Отложенное влияние раннего образования на положение взрослых на рынке труда. Исследования эффектов программ Head Start и Perry Preschool.
  • 3.6. Школьная сегрегация
    Социальные различия между школами. Индексы: как измеряется социальная сегрегация школ. Практики отбора учащихся в школы и в классы. Доступ к школьным ресурсам и квалифицированным учителям для учащихся с разным социально-экономическим статусом и расой (New York State teachers data). Влияние сверстников. Эффект большой лягушки в маленьком пруду. Образовательные треки, дифференциация обучения по способностям и образовательное неравенство. Эксперименты с ваучерами и «школами-магнитами» (magnet schools).
  • 3.7. Ожидания учителей относительно образовательных результатов учащихся
    Самоисполняющееся пророчество. Исследование эффекта пигмалиона. Различия в практиках обучения в зависимости от ожиданий учителей относительно результатов учащихся. Стереотипы учителей (основанные на социально-экономическом статусе, гендере или расе/этничности учащихся) и смещения в ожиданиях относительно результатов учащихся. Предсказательная валидность без самоисполняющегося пророчества. Связь неточности в учительских оценках с результатами учащихся.
  • 3.8. Школьные стратегии по повышению результатов слабоуспевающих учащихся из семей с низким социально-экономическим статусом
    Эффект стеклянного потолка в образовании. Резильентные учащиеся и факторы академической резильентности: международное сопоставление. Миссия школы, школьный климат, содержание образования, «качество» учителей и практики обучения в разных социальных контекстах. Скрытый учебный план. Поддержка учителем учащихся и образовательные практики, которые могут повысить результаты слабоуспевающих учащихся.
  • 3.9. Социальное неравенство и выбор образовательной траектории
    Как учащиеся из семей с разным СЭС выбирают образовательную траекторию. Как школы влияют на выбор образовательной траектории. Концепции максимально поддерживаемое неравенства и эффективно поддерживаемого неравенства. Первичные и вторичные эффекты при выборе траектории (академические достижения vs социально-экономический статус семей). Гендерное неравенство при поступлении в вуз. Гендер и выбор специальности, связанной с математикой и естествознанием (STEM).
  • 3.10. Социальные и экономические эффекты от образования разного уровня в зависимости от пола и социально-экономического статуса
    Внутрипоколенческая и межпоколенческая мобильность. Компетенции взрослых, уровень образования и положение индивида на рынке труда. Связь образования и состояния здоровья. Роль активности личности и самообразования в карьерном росте и повышении оплаты труда.
  • 3.1. Концепция неравенства образовательных возможностей
    Образовательные возможности. Когда возникает запрос на их выравнивание? Неравенство доступа к образовательным ресурсам. Неравенство образовательных результатов. Неравенство и принцип меритократичности. Основные задачи школы с точки зрения снижения неравенства образовательных возможностей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание: проведение полевого этапа
  • неблокирующий Домашнее задание: Написание резюме итогов полевого этапа
  • неблокирующий эссе по части 3
  • неблокирующий Домашнее задание - презентация (часть 3)
  • неблокирующий Анализ публикаций, подготовка и представление презентаций
  • неблокирующий Анализ данных
  • неблокирующий Письменные задания по статьям
  • неблокирующий Проект №1
  • неблокирующий Проект №2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.066 * Анализ данных + 0.05 * Анализ публикаций, подготовка и представление презентаций + 0.23 * Домашнее задание - презентация (часть 3) + 0.2 * Домашнее задание: Написание резюме итогов полевого этапа + 0.1 * Домашнее задание: проведение полевого этапа + 0.05 * Письменные задания по статьям + 0.066 * Проект №1 + 0.099 * Проект №2 + 0.139 * эссе по части 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Abdulkadiroglu, A., Angrist, J. D., Dynarski, S. M., Kane, T. J., & Pathak, P. A. (2011). Accountability and Flexibility in Public Schools: Evidence from Boston’s Charters And Pilots. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8BDDA230
  • Braun, V., & Clarke, V. (2006). Using thematic analysis in psychology. Qualitative Research in Psychology, 3(2), 77–101. https://doi.org/10.1191/1478088706qp063oa
  • Murnane, R. J., & Willett, J. B. (2011). Methods Matter : Improving Causal Inference in Educational and Social Science Research. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=333221
  • Titus, M. A. (2007). Detecting selection bias, using propensity score matching, and estimating treatment effects: an application to the private returns to a master’s degree. Research in Higher Education, 48(4), 487–521. https://doi.org/10.1007/s11162-006-9034-3
  • Troman, G. (1996). No entry signs: Educational change and some problems encountered in negotiating entry to.. British Educational Research Journal, 22(1), 71. https://doi.org/10.1080/0141192960220105
  • William G. Howell, Patrick J. Wolf, David E. Campbell, & Paul E. Peterson. (2002). School vouchers and academic performance: results from three randomized field trials. Journal of Policy Analysis and Management, (2), 191. https://doi.org/10.1002/pam.10023
  • Терентьев, Е., Груздев, И., & Горбунова, Е. (2015). Суд Идет: Дискурс Преподавателей Об Отсеве Студентов. Вопросы Образования, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15830894
  • Тюменева, Ю. А., & Кузьмина, Ю. В. (2013). What Russian High Schools Can Teach in a Year Based on PISA-2009: Reading Literacy ; Что дает год обучения российскому школьнику. На материалах PISA-2009: грамотность чтения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F233CA96

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Research methods for education, Newby P., 2010