• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Психология системного мышления

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Вне зависимости от выбранного направления подготовки каждый студент сталкивается с задачами выбора релевантной информации, систематизации и обобщения разнородных сведений, необходимости формировать четкие описания анализируемых явлений. Эти задачи актуальны как для тех, кто настроен на академическую карьеру, так и для тех, кто готовит себя к практической деятельности. Психология системного мышления – практическая дисциплина, призванная сформировать навыки оценки сведений, анализа ситуаций и принятия решений в условиях неопределенности и многозначности информации
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков формирования системных представлений о явлениях естественной, социальной и искусственной природы, умений анализировать и прогнозировать их развитие, техник и приемов построения системных описаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание основных трендов развития знания как систематизированных концептуальных представлений
  • Знание и умение адекватно использовать соответствующую терминологию
  • Знание ключевых концепций и теорий формирования знания, моделей формулирования знания
  • Понимание актуальных и перспективных задач сбора, анализа, и переформулирования информации, получаемой из разных источников
  • Умение анализировать явления любой природы с целью формирования системной картины явления, доступной к использованию в профессиональной коммуникации
  • Умение формулировать гипотезы о свойствах и характеристиках недостающей информации, умение ставить задачи по ее выявлению
  • Умение прогнозировать развитие анализируемых явлений и формировать альтернативные сценарии такого развития
  • Умение ясно доносить свою позицию, аргументированно отставить собственную точку зрения и противостоять воздействию несистематизированной аргументации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Системный подход и концептуальное знание
    Системные описания явлений. Сочетание формализованных и неформализованных методов описания явлений. Различие фактов и данных, сведений и свидетельств. Сопротивление системному мышлению: фейковая информация, подмена понятий, упрощения, сленг
  • Системные описания явлений
    Системные описания как форма представления пользователям (заказчикам, клиентам, коллегам, профессиональному сообществу, широкой общественности) информации о принципах организации объекта / явления. Отражение состава, структуры и функций объекта описания. Виды кодирования и представления информации, ориентированные на пользователей разных категорий (вербальная и визуальная информация). Методология использования альтернативных и безальтернативных описаний
  • Критерии построения системных описаний
    Объективные формы существования явлений. Неравномерность распределения качественно и количественно измеряемых параметров. Принципы построения гармоничных описаний и построения гармоничных вербальных моделей. Понятия и определения. Выделение общего, единичного и особенного. Фрактальные модели сложных явлений. Метод семантических базисов
  • Избыточность и дефицитность знания
    Обнаружение областей избыточности данных (сведений). Бритва Оккама. Закон экономии мышления. Поиск областей дефицита и критической нехватки сведений. Искажения информации. Моделирование характеристик отсутствующих данных. Модели и методы критического мышления. Когнитивные модели достаточности информации: фреймы, скрипты, сценарии. Роль метафоры в развитии и ограничениях мышления.
  • Системные описания на службе практики
    Системные описания как модель обнаружения профессиональных ошибок. Формирование стратегий на основании системного моделирования. Борьба с информационными уловками. Критический анализ собственной и сторонней позиции. Обнаружение слабых мест аргументации и формирование контраргументов
  • Системный подход в научном исследовании
    Логика и практика научного исследования. Данные и результаты исследований. Формы систематизированного описания исследования: доклад, отчет, квалификационная работа, статья. Логика изложения ранее известных данных и фактов. Логика представления результатов собственной аналитической работы. Роль фактологических данных в представлении результатов исследования. Выявление научной новизны. Индивидуальный вклад в общее знание.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    На каждом лекционном/семинарском занятии предлагается письменно ответить на вопрос, посвященный одной из проблем, обсуждаемых в предыдущей теме (на лекции и/или семинаре).
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Решение кейса, предложенного преподавателем на занятии (или подготовленное домашнее задание) представляет собой самостоятельную групповую работу 3-5 студентов. Результат обсуждения предоставляется в виде устного доклада (или ином, по выбору студентов). Презентация доклада предъявляется другим студентам на семинарском занятии для последующего обсуждения затронутых в ней тем и /или кейсов, предложенных преподавателем. Презентация доклада предполагает выступление 3-5 минут с последующим обсуждением. Оценивается как сам доклад, так и ответы докладчиков на вопросы аудитории.
  • неблокирующий Самостоятельная письменная работа
    В качестве самостоятельной письменной работы студенты предоставляют системное описание самостоятельно выбранного явления (мыслимого объекта). Объем работы – не менее 3-х уровней фрактального разбиения.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Самостоятельная письменная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Карпов А. В. - ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 155с. - ISBN: 978-5-534-10035-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-prinyatiya-resheniy-v-professionalnoy-deyatelnosti-430909
  • Спиридонов В. Ф. - ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-534-08295-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-myshleniya-reshenie-zadach-i-problem-424760

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Arnold, R. D., & Wade, J. P. (2015). A Definition of Systems Thinking: A Systems Approach. https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.03.050