• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Психология личности и индивидуальных различий

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления майнор, изучающих дисциплину «Психология личности и индивидуальных различий». Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Иметь представление о психологии личности как науке • Иметь представление об индивидуальности человека • Владеть навыками обобщения информации на разных уровнях • Иметь навыки поиска и анализа научной литературы, реферирования нужных источников, их сопоставления и критического анализа. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении остальных дисциплин майнора «Психология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений об основных факторах развития индивидуальности.
  • Усвоение знаний о структуре индивидуальности и тех взаимосвязях, которые существуют между ее различными уровнями.
  • Формирование навыков реализации индивидуального подхода в коммуникациях различного содержания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает классические факторные теории (Г. Айзенк, Р. Кеттелл). Осведомлен о содержании Пятифакторной модели и ее вариаций (Альтернативной Большой пятерки, HEXACO). Знает исследования отдельных черт личности (Темной триады, Двухфакторной и Однофакторной моделей).
  • Знает концепции морального развития личности (Л. Кольберг, К. Гиллиган). Знаком с теорией ценностей Ш. Шварца. Осведомлен об исследованиях добродетелей и достоинств.
  • Знает типологии характера (А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса – Р. ЛеСенна). Знает акцентуации характера. Знает некоторые направления патологического развития характера (неврозы и психозы).
  • Знает факторные теории интеллектуальных способностей. Знает теории множественных интеллектов (Г. Гарднер, Р. Стернберг, Д. Холл). Знает теорию мудрости (П. Бальтес).
  • Имеет представление о специфике психологических фактов. Имеет представление о валидности, репрезентативности, надежности. Знаком с классификациями психологических методов
  • Понимает отличия номотетического и идиографического подходов в психологии. Знает принципы психологического познания. Знает этапы развития психологии индивидуальных различий
  • Понимает, что такое стилевые характеристики индивидуальности. Осведомлен о том, что собой представляет Я-концепция личности. Знаком с понятием нарративной идентичности.
  • Представляет структуру индивидуальности. Знаком с теориями, описывающими отношения между биологическими основами и содержательными качествами индивидуальности.
  • Различает теоретические и эмпирические типологии личности. Знает аналитическую типологию личности (К.Г. Юнг). Знает современные прикладные и клинические типологии личности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет психологии индивидуальных различий
  • Тема 2. Методы изучения личности и индивидуальности
  • Тема 11. Теории личности
  • Тема 3. Факторы развития индивидуальности и ее структура
  • Тема 4. Индивидные свойства: темперамент и асимметрия полушарий головного мозга
  • Тема 5 Психология характера
  • Тема 8. Психология способностей
  • Тема 6. Типологический подход к индивидуальности
  • Тема 7. Черты личности: свойства, теории, приложения
  • Тема 9. Духовно-мировоззренческие аспекты индивидуальности
  • Тема 10. Интегративные характеристики индивидуальности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповой доклад по теориям личности
    1) Психоаналитические теории личности (З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, К.Г.Юнг, О.Ранк) 2) Эпигенетическая теория личности (Э.Эриксон) 3) Социально-когнитивные теории А.Бандуры и Дж.Роттера. 4) Бихевиоризм (К.Лоренц, Б.Скиннер, Дж.Уотсон) 5) Теория поля К.Левина 6) Гуманистические теории личности (А.Маслоу, К.Роджерс) 7) Позитивная психология личности (М.Селигман, М.Чиксентмихайи) 8) Факторные теории личности. Модель «Большая пятерка» 9) Культурно-историческая теория Л.С.Выготского 10) Базовые положения теории личности В.Н.Мясищева Для самостоятельного изучения: Берн, Олпорт, Франкл, Асмолов, Зейгарник, Петровский, Бехтерев, Ананьев, Леонтьев Три составляющих оценки: Информация: подбор, качество, обоснованность Презентация: визуальный ряд + вербальный ряд Дискуссия: организация обсуждения, ответы на вопросы Групповой доклад по теориям личности проводится по следующему плану: 1) Суть теории, ключевые понятия. 2) Исследования, эксперименты, современное состояние в исследованиях и практике. 3) Пример ситуации для анализа другими студентами (с точки зрения данной теории личности) 4) 5 вопросов аудитории для закрепления материала: сделать мини-тест для группы на платформе kahoot (https://kahoot.com/), google form (https://www.google.ru/forms/about/) и /или другие ресурсы 5) Рекомендуемые источники (публикации, видео, подкасты и т.д.) Правила подготовки и выступления: 1) Доклад по теме готовит группа из 2-4 человек. 2) Один студент может участвовать в только в одной мини-группе и готовит одну тему. 3) Продолжительность выступления не более 25-30 минут вместе с тестом. 4) Все участники группы должны принять участие в докладе. 5) Выступление готовится по плану, представленному ниже. 6) В докладе полностью раскрыта тема. 7) Кейс, ситуация для анализа – подобрана исходя из тематики. 8) Должны быть распределены и озвучены все темы. Оценка за групповой может принимать значения от 0 до 10. Доклад не может быть заменен презентацией, присланной преподавателю по почте (за исключением особых форс-мажорных обстоятельств, значимость которых оценивает преподаватель). Критерии оценки групповых докладов по теории личности 10 Доклад содержит полную информацию по теории личности, использованы первоисточники, раскрыты все пункты доклада, проявлена инициатива по дополнению доклада собственным исследованием, организовано обсуждение по теме доклада. Доклад не читался, а рассказывался выступающим. 9 Доклад содержит полную информацию по теории личности, использованы первоисточники, раскрыты все пункты доклада, организовано обсуждение по теме доклада. Доклад не читался, а рассказывался выступающим 8 Доклад содержит полную информацию по теории личности, использованы первоисточники, но недостаточно раскрыты все пункты доклада, полные ответы на вопросы преподавателя или аудитории 7 Доклад содержит достаточную информацию по теории личности, имеются незначительные замечания к источникам, раскрытию пунктов доклада или выступлению, есть трудности в ответе на вопросы преподавателя или аудитории 6 Доклад содержит достаточную информацию по теории личности, имеются существенные замечания к источникам, раскрытию пунктов доклада или выступлению 5 Доклад содержит минимальную информацию по теории личности, не раскрыты все пункты доклада, есть замечания по содержанию и выступлению, есть трудности в ответе на вопросы преподавателя или аудитории 4 Доклад подготовлен содержит минимальную информацию по теории личности, тема не раскрыта, есть трудности в ответе на вопросы преподавателя или аудитории 3 Доклад подготовлен содержит минимальную информацию по теории личности, тема не раскрыта, не даны ответы на вопросы аудитории или преподавателя 2 Доклад представлен не по теме 1 Доклад не представлен на семинаре
  • неблокирующий Тест на портале "Открытое образование" в курсе "Психология индивидуальных различий"
    Итоговый балл за тесты по курсу "Психология индивидуальных различий" на платформе Открытое Образование. Сроки прохождения тестов - по согласовании с преподавателем, но не позднее, чем за 7 дней до даты итогового экзамена.
  • неблокирующий Тест 1 на занятиях
    10 вопросов по темам 1, 2 и 3
  • неблокирующий Тест 2 на занятиях
    Тест 10 вопросов по темам 4 и 5
  • неблокирующий Тест 3 на занятиях
    Тест 10 вопросов по темам 6-7
  • неблокирующий Тест 4 на занятиях
    10 вопросов по темам 8-9
  • неблокирующий Активность
    В случае особо активных дополнений на семинаре и конструктивного участия в дискуссиях студент может получить баллы за дополнения на семинаре. Баллы начисляются согласно таблице «критериев активности» и учитываются в формуле. Дополнения должно отвечать следующим критериям: быть развернутыми, конструктивными, непредвзятыми, стимулирующими научную дискуссию. Оценка в баллах Критерии оценки 0 Студент не проявил активность на семинарских занятиях 1 Студент выступил на 1–2 семинарских занятиях 2 Студент выступил на 3–4 семинарских занятиях 3 Студент выступил на 5–6 семинарских занятиях 4 Студент выступил на 7–8 семинарских занятиях 5 Студент выступил на 9–10 семинарских занятиях 6 Студент выступил на 11–12 семинарских занятиях 7 Студент выступил на 13–14 семинарских занятиях 8 Студент выступил на 14–15 семинарских занятиях 9 Студент выступил на всех семинарских занятиях и подготовил один доклад по теме современного исследования по изучаемой теме 10 Студент выступил на всех семинарских занятиях и подготовил два доклада по теме современного исследования по изучаемой теме
  • неблокирующий Итоговый тест
    Итоговый тест по дисциплине. 50 вопросов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * Групповой доклад по теориям личности + 0.2 * Активность + 0.05 * Тест 1 на занятиях + 0.1 * Тест на портале "Открытое образование" в курсе "Психология индивидуальных различий" + 0.05 * Тест 3 на занятиях + 0.05 * Тест 2 на занятиях + 0.05 * Тест 4 на занятиях + 0.25 * Итоговый тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2002
  • Марютина Т. М. - ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 248с. - ISBN: 978-5-534-05145-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/differencialnaya-psihologiya-v-2-ch-chast-1-432839
  • Марютина Т. М. - ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 271с. - ISBN: 978-5-534-05928-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/differencialnaya-psihologiya-v-2-ch-chast-2-441862
  • Нартова-Бочавер С. К. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 262с. - ISBN: 978-5-534-06161-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-438128
  • О проблемах современного человекознания, Ананьев, Б. Г., 2001
  • Психогенетика. Т.1: ., Малых, С. Б., 2008
  • Психогенетика. Т.2: ., Малых, С. Б., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в психологию труда : учебник для вузов, Климов, Е. А., 2004
  • Машков, В.Н. Дифференциальная психология человека : учебное пособие / В.Н. Машков. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 288 с. — (Учебное пособие). - ISBN 978-5-388-00145-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055261 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055261
  • Психологическое тестирование, Анастази, А., 2002
  • Реан, А.А. Психология личности : учебное пособие / А.А. Реан. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 288 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-00226-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055341 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055341
  • Человек в ситуации неопределенности, Зинченко, В. П., 2007