• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню
2021/2022

Поступательный ход общественного развития: столкновение интересов и формирование структур

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс является субдисциплиной майнора «В лабиринтах сложного общества». Предлагаемый курс майнора имеет своей целью раскрытие сложной картины современного общества, используя огромный потенциал социальной теории, и развитие у студентов «социологического воображения».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - стимулировать у студентов устойчивый интерес к социальной теории и развить у них «социологическое воображение»
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные классические и современные социологические теории и школы
  • знать основные социологические понятия
  • иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций, написания эссе, рефератов, обзоров
  • уметь применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общество, сакральное, мораль: Эмиль Дюркгейм
    Homo sociologicus: Основные принципы социологии Дюркгейма. Философская антропология Дюркгейма: человек как двойственное существо. Человек индивидуальный и человек социальный. Социология как наука социальных наук. Правила социологического метода. Природа социальной реальности, социальные течения и социальные институты. Аномия и «коллективное возбуждение»: оценки и переоценки. Сакральное в теории Дюркгейма. Сакральное религиозное и нерелигиозное. Дюркгейм о морали. Место морали в его теории. Мораль и другие социальные институты. Мораль и сакральное. Мораль – религиозное явление или религия – моральное? Дюркгейм вчера и сегодня. Темы солидарности и альтруизма в современной социологии. Сакральное, секуляризм и постсекуляризм. Гражданская религия. Социология морали и ее роль сегодня.
  • Тема 2. Тотальный человек и тотальный социальный факт: Марсель Мосс
    Мосс и Дюркгейм: в тени дяди? «Позитивист, верящий только в факты». Понятие тотального человека. Туманное, но плодотворное понятие: «тотальный социальный факт». Дар как обмен и основа социальности. Сакральное в трактовке Мосса. Техники тела. Мосс сегодня.
  • Тема 3. Общества закрытое и открытое: Анри Бергсон
    Творческая эволюция и творческий порыв у Бергсона. Антисоциологическая социология: Бергсон против Дюркгейма. Закрытое общество versus открытое общество. Закрытая мораль versus открытая мораль. Статическая религия versus динамическая религия. Бергсон и Карл Поппер. Мораль и религия, закрытое и открытое, статическое и динамическое сегодня.
  • Тема 4. Марксистский трек в истории (Карл Маркс)
    Социальные движения в прошлом и настоящем. 2020-2021 гг. – движения BLM и Антифа. Истоки. Маркс и марксизм. Гегельянство со знаком минус: материалистическое понимание истории в работах К.Маркса. Теория классов и классовой борьбы в работах Маркса. Что такое «классовое сознание»? Отчуждение как неизбежное следствие развития капиталистических отношений. Ленинизм. Ленин: марксистский анализ на российской почве. От теории классов к теории революции. Создание революционного движения и революционной партии. Неизбежный кризис ленинизма в обществах модерна
  • Тема 5. Марксистская идея с глобальным охватом (И.Валлерстайн)
    Иммануил Валлерстайн Марксистская идея с глобальным охватом. Что такое «мир-система» и как она развивалась? «Золотой миллиард», полупериферия и периферия: структурный взгляд на глобальные противоречия. Национальное государство в эпоху глобализации. Фанон и его теория революции в странах периферии.
  • Тема 6. Неомарксистские идеи: классы в современном обществе (Эрик Олин Райт)
    Неомарксистские идеи: классы в современном обществе. Аналитические показатели классовой принадлежности: участие в принятии решений и самостоятельность в труде. Отношения власти как классовообразующий критерий современного общества. Могут ли утопии стать реальностью?
  • Тема 7. Левый марш в обществе среднего класса (Чарльз Райт Миллс)
    Левая идея в обществе среднего класса. Властвующая элита: что это такое? Элиты и классы в современном обществе. Может ли социология быть объективной в эпоху контроля элитами средств массовой информации? Социальные движения как фактор социальных изменений (Майкл Буравой). Социальные движения как фактор социальных изменений. Меньшинства и субалтерны – новый пролетариат позднего капитализма. Публичная социология
  • Тема 8. Молот и наковальня истории (М.Вебер). Сравнительный исторический подход в социологии.
    «Протестантская этика» и дух посткапитализма. Корпоративизация институтов. Воспроизводство революции. «Правый» - «левый» максимализм: Т.Скочпол против Л.Троцкого. Обрушение железной клетки рациональности. Черный лебедь непредсказуемости.
  • Тема 9. Жизнь, смерть и «жизнь после смерти» интеллигенции (А.Грамши)
    Реальные и воображаемые миры интеллигенции (Л.Альтюссер, И.Селеньи). Пути, перепутья и тупики интеллектуального класса. Интеллектуалы и бюрократия – «любовь» по найму и расчёту. "Жизнь" и "смерть" российской интеллигенции
  • Тема 10. Образование как прессинг (П.Бурдьё). Образование в фокусе социологии: основные подходы и идеи.
    Структурное восприятие образования. Маховик воспроизводства социального порядка. Образование и неравенство, образование и социальное воспроизводство. От классического университета к университету как корпорации.
  • Тема 11. Социологическое понимание власти и свободы (М.Фуко)
    Власть как свойство структуры и как свойство действия, модель с нулевой суммой и модель с переменной суммой. Конфликт и согласие. Определение и границы человеческой свободы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах 1
  • неблокирующий Работа на семинарах 2
  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Контрольная работа №2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Контрольная работа №1 + 0.25 * Контрольная работа №2 + 0.25 * Работа на семинарах 1 + 0.25 * Работа на семинарах 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 7 лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 1997
  • Два источника морали и религии, Бергсон, А., Гофмана, А. Б., 2010
  • О разделении общественного труда, Дюркгейм, Э., Гофмана, А. Б., 1996
  • Общества. Обмен. Личность : тр. по соц. антропологии, Мосс, М., Гофмана, А. Б., 2011
  • Современные социологические теории, Ритцер, Дж., Бойков, А., 2002
  • Социология : ее предмет, метод, предназначение, Дюркгейм, Э., Гофман, А. Б., 1995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социальные функции священного, Мосс, М., Утехина, И. В., 2000
  • Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпоч... : дис. ... канд. социологических наук : 22.00.04, Богачев, М. И., 2017