• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Политика и общество в европейских странах

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Данный вводный курс майнора «Мировая политика, управление и бизнес в Европе» знакомит студентами с базовыми особенностями политического и социально-экономического развития европейских стран. В рамках дисциплины студенты обсудят, как устроена современная политика в Европе, как национальные государства регулируют экономику и социальную сферу, а также каковы особенности жизни, учебы и работы в странах Европы. Студенты также познакомятся с основами изучения политических институтов (polity), политических процессов (politics) и политических курсов (policies) в сравнительной перспективе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с особенностями политических институтов и процессов в европейских странах
  • Знакомство студентов с основными трендами и паттернами социально-экономического развития европейских стран, включая особенности разработки и имплементации политических курсов
  • Развитие у студентов навыков применения теоретических моделей для сравнительного анализа политических и социально-экономических процессов в европейских странах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определяет и характеризует основные тенденции развития Европы как региона
  • применяет теоретические модели к анализу политических систем европейских государств в сравнительной перспективе
  • выявляет особенности реализации политических курсов в экономической и социальной сферах
  • знает основные особенности реализации политических курсов в экономической и социальной сферах на Европейском пространстве
  • интерпретирует события современной европейской политической жизни с использованием теоретико-понятийного аппарата политической науки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Европа как регион
    Понятие региона. Историческое, социальное и культурное наследие Европы как региона. Европейский союз и национальные государства. Политика как polity, politics, policy
  • 2. Модели политических систем в Европе
    Понятие политической системы и институционального дизайна. Мажоритарные и консенсусные политические системы. Разделение властей по вертикали и горизонтали. Территориальное устройство. Децентрализация.
  • 3. Политический режим
    Понятие политического режима. Демократия и демократизация. Авторитаризм. Авторитарный откат в Европе.
  • 4. Партии, выборы и политическая борьба
    Взаимодействие партийной и избирательной системы. Разнообразие партийных и избирательных систем в Европе. Идеологии партий. Популизм в Европе.
  • 5. Группы интересов и политическое участие
    Политическое и гражданское участие: типология и формы. Группы интересов и лоббизм. Модели представительства интересов: плюрализм и неокорпоратизм.
  • 6. Политический курс, реформы и государство благосостояния
    Понятие политического курса. Реформы: почему они (не) происходят? Понятие «государства благосостояния». Модели государства благосостояния в Европе. Общественные ценности в Европе и их влияние на модель благосостояния. Роль некоммерческого сектора в сфере предоставления социальных услуг.
  • 7. Образовательная политика в Европе
    Высшее образование как объект политики и управления. Факторы политики высшего образования. Государство, рынок и академия: модели политики высшего образования в Европе.
  • 8. Налоговая политика в Европе
    Налоги и модели налоговой политики. Особенности налогообложения в странах Европы.
  • 9. Трудовая политика и пенсионная система
    Основные характеристики рынка труда в странах Европы: демографические, социальные и экономические аспекты. Структура занятости населения. Правовые и экономические основы регулирования трудовых. Модели пенсионных систем в европейских странах.
  • 10. Экологическая повестка и инфраструктурная политика.
    Загрязнение окружающей среды: основные вызовы и управленческие ответы. Умные города и экологические инновации в странах Европы. Демократический инвайронментализм
  • 11. Миграционная политика в Европе
    Волны миграции в Европе в XX и XXI веке. Модели миграционной политики. Ответ Европы на миграционный кризис.
  • 12. Этнополитические процессы в Европе
    Анализ вызовов сепаратизма (этнорегионализма), обзор и сравнение европейских кейсов, их динамики, ответы на указанные вызовы со стороны национальных государств и ЕС
  • 13. Культура толерантности и гендерная политика
    Концепция прав человека, мультикультурализм и культура мира как основы развития культуры толерантности в Европе. Механизмы обеспечения гендерного равенства в европейских странах.
  • 14. Многоуровневое управление и европеизация политики
    Понятие многоуровневого управления и его реализация в Европе. Наднациональный, национальный, региональный и местный уровни управления, их взаимодействие. Европеизация политических курсов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в форме теста, с открытыми и закрытыми вопросами
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Преподаватель семинарских занятий оценивает активность студентов в обсуждении обязательной литературы к семинарам и качественный вклад студента в дискуссию в рамках семинарских занятий, оценка за семинар (0, 4, 7 или 10) выставляется в ведомость. Оценка за компонент рассчитывается как средняя арифметическая за семинары (округление арифметическое). Преподаватели курса оставляют за собой право незначительно корректировать список литературы к семинарам, с обязательным заблаговременным уведомлением студентов об этом.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе выполняется на последнем семинарском занятии в формате open book (продолжительностю 2 ак. часа).
  • неблокирующий Тест
    Проверочная работа по материалам лекций и обязательной литературы в форме теста с открытыми и закрытыми вопросами
  • неблокирующий Рабочая тетрадь
    К каждому лекционному занятию студенты получают фрагмент рабочей тетради, содержащий вопросы и задания на основе лекции. Задание выполняется во время или после занятия, после чего сдается преподавателю, ведущему семинарское занятие (не позднее следующего лекционного). Задание оценивается в "0" баллов, если оно сдано после дедлайна. Итоговая оценка расчитывается как среднее между всеми полученными оценками.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Рабочая тетрадь + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gøsta Esping-Andersen. (1996). Welfare States in Transition : National Adaptations in Global Economies. SAGE Publications Ltd.
  • Kriesi, H. (2020). Is There a Crisis of Democracy in Europe? Politische Vierteljahresschrift ; Volume 61, Issue 2, Page 237-260 ; ISSN 0032-3470 1862-2860. https://doi.org/10.1007/s11615-020-00231-9
  • Lijphart, A. (2012). Patterns of Democracy: Vol. 2nd ed. Yale University Press.
  • Manin, B. (1997). The Principles of Representative Government. Cambridge University Press.
  • The Oxford handbook of populism edited by Cristóbal Rovira Kaltwasser, Paul Taggart, Paulina Ochoa Espejo and Pierre Ostiguy. (2017).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Levitsky, S., & Way, L. (2010). Competitive Authoritarianism : Hybrid Regimes After the Cold War. Cambridge University Press.