• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Теория языка

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 234

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина знакомит с историей и современным состоянием основных разделов современной теоретической лингвистики — фонетики и фонологии, морфологии, синтаксиса, семантики. Она включает в себя следующие поддисциплины, преподаваемые на протяжении всего обучения в бакалавриате: • Фонетика и фонология • Морфология • Синтаксис • Семантика • Диахроническая лингвистика • Языковые процессы и лингвистические теории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание основных проблем и методов теоретической лингвистики
  • Умение применять полученные знания при лингвистическом анализе как в научно-исследовательской деятельности, так и в рамках прикладных задач по лингвистическому обеспечению автоматических систем обработки текстов
  • Овладение основными понятиями лингвистического анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и помнит определение слоговых границ конкретного слова
  • Знает морфологические техники
  • Знает различие между лексемой и словоформой
  • Знает различие между фонемой, звуком, звукотипом
  • Знать, как охарактеризовать распространенные типы субстантивного словообразования
  • Может дать определение и описать типы редупликации
  • Может дать определение и привести примеры гетероклитности
  • Может дать определение “трансфикса”
  • Может дать примеры неполной интеграции клитик
  • Может описать типы дистрибуции алломорфов
  • Может охарактеризовать особенности понятия слово в полисинтетическом языке
  • Может охарактеризовать распространенные типы субстантивного словообразования
  • Умеет дать артикуляционную характеристику конкретному звуку
  • Умеет дать определение и привести примеры гетероклитности
  • Умеет дать определение “акустических ключей” звука
  • Умеет описать типы интонационных контуров конкретного высказывания
  • Умеет определить слово по динамической спектрограмме
  • Владеет критериями различения разных типов полипредикативных конструкций.
  • Владеет приёмами описания глагольных и адъективных категорий.
  • Владеет способами описания словообразования, знает основные типы показателей, их значения и формальные свойства.
  • Владеет способами определения приоритетного актанта.
  • Знает метаязык семантики и умеет применять различные методы описания значения.
  • Знает основные признаки грамматикализации.
  • Знает основные синтаксические острова и их типы
  • Знает основные типы русских морфем, владеет набором морфологических операций, способен обсуждать подходы к порядку русских аффиксов
  • Знает особенности русской именной парадигмы, основные и периферийные падежные значения, семантику числовых форм.
  • Знает различие между лексемой и словоформой.
  • Знает разницу между подъёмом и контролем, умеет различить их на конкретных примерах.
  • Знает современные подходы к описаниям местоимений и параметров, релевантных для их описания.
  • Может вычленить в синтаксическом поведении составляющих роль коммуникатвной структуры, знает основные типы коммуникативных единиц.
  • Может дать определение и описать типы редупликации.
  • Может дать определение и привести примеры гетероклитности.
  • Может дать определение контекстной вытеснимости.
  • Может дать определение понятия "indirect af-fix borrowing".
  • Может дать определение “трансфикса”.
  • Может описать типы дистрибуции алломорфов.
  • Может описать типы морфосинтаксической категоризации слов со значением свойств (property words) в языках мира.
  • Может определить основные понятия просодической морфологии и дать их эмпирическую мотивацию.
  • Может охарактеризовать особенности понятия слово в полисинтетическом языке.
  • Может охарактеризовать распространенные типы субстантивного словообразования.
  • Понимает место порождающей грамматики среди других подходов и методов, существующих в современном синтаксисе
  • Понимает место современной семантики в лингвистической теории и среди других методов и подходов
  • Понимает организацию семантического представления и роль каждого из компонентов
  • Понимает особенности структуры зависимостей, преимущества и недостатки этой модели
  • Понимает особенности структуры составляющих, преимущества и недостатки этой модели
  • Понимает предмет синтаксических теорий
  • Понимает роль говорящего в семантике языковых единиц
  • Понимает роль композициональности в семантике, умеет представить идиоматизированные единицы как изначально композициональные.
  • Понимает роль синтаксических отношений в описании языка, знает проблемы, связанные с этим понятием.
  • Понимает соотношения между единицами, не являющимися однокоренными и способы их описания с помощью лексических функций.
  • Понимает типы метонимии, умеет выделять метонимию в случаях, когда она не очевидна
  • Умеет анализировать сложные именные группы
  • Умеет дать примеры неполной интеграции клитик.
  • Умеет назвать основные холистические характеристики и обосновать их релевантность.
  • Умеет определить тип многозначности и механизм, приведший к её появлению
  • Умеет определять вершинные свойства элементов в конструкциях разных типов.
  • Умеет определять набор синтаксических и семантических актантов, знает разницу между этими понятиями
  • Умеет определять тип клаузы (в соответствии с разными классификациями) на основании разных критериев
  • Умеет показать роль лексических классов и лексических характеристик в синтаксическом описании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Звуковые средства языка
  • Грамматическое значение: структуралистская парадигма
  • Артикуляционная фонетика
  • Грамматические категории: типологическая парадигма
  • Акустическая фонетика
  • Морфология и языковые контакты
  • Перцептивная фонетика
  • Части речи в языках мира
  • Слог
  • Формальные парадигмы в морфологии. Морфология в ее взаимодействии с другими уровнями языка
  • Истоки современной семантики. Общезначимость семантики. Значение.
  • Фразовая и словесная просодия
  • Техники описания значения. Метаязык семантики.
  • Фонология
  • Организация семантического представления. Логическая организация значения. Эксплицитные и имплицитные компоненты в семантике. Взаимодействие значений.
  • Фонетическая типология
  • Имплицитные компоненты значения. Антропоцентричность языка. Оценка.
  • Лексема и словоформа
  • Многозначность как естественное свойство языка. Контекстная зависимость как условие функционирования языковых единиц. Теоретические модели.
  • Клитики
  • Метонимия – перенос по смежности. Коммуникативные свойства языковых единиц.
  • Слово
  • Грамматикализация. Лексические функции. Типы лексических функций.
  • Позиционная типология морфем. Морфологические техники
  • Композициональность и не-композициональность. Грамматика конструкций. Идиомы.
  • Несегментная морфология и алломорфия
  • Предмет и задачи синтаксиса
  • Алломорфия
  • Структура зависимостей
  • Словоизменение
  • Структура составляющих
  • Словообразование
  • Вершины
  • Валентности, актанты (аргументы) и сирконстанты (адъюнкты)
  • Синтаксические отношения
  • Архитектура клаузы в генеративной грамматике
  • Коммуникативные категории
  • Части речи и лексические классы
  • Именная группа
  • Типы клауз и предложений
  • Кореферентность и анафора
  • Островные ограничения
  • Морфемика русского языка: допустимые и недопустимые операции, типы морфем
  • Словообразование
  • Русское глагольное и адъективное словоизменение
  • Холистические характеристики русского синтаксиса
  • Русское именное словоизменение
  • Подъём и контроль
  • Полипредикация
  • Синтаксический приоритет
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в смешанной устной и письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: возможность демонстрировать экран, микрофон, динамики. Для участия в экзамене студент обязан включить динамики и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: общаться друг с другом, использовать учебники. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться любым текстовым редактором. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие студента не более 60 минут, сопровождающееся предупреждением экзаменатора об отсутствии и его причинах по электронной почте. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие студента более 60 минут либо отсутствие студента более 30 минут без предупреждения и/или без объяснения, направленных экзаменатору по электронной почте заранее или в первой половине периода отсутствия. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Вопросы к экзамену вы-сылаются студентам не позже, чем за 2 недели до экзамена. Итоговая оценка может быть выше 8 только в случае решения дополнительных экзаме-национных задач; допуск к экзаменационным задачам обеспечивается выполнением экзамена-ционного задания
  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Вопросы из контрольных, по которым студент дал неудовлетворительные ответы, могут быть включены в экзамен на правах дополнительных вопросов.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Вопросы из контрольных, по которым студент дал неудовлетворительные ответы, могут быть включены в экзамен на правах дополнительных вопросов.
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий экзамен по семантике
  • неблокирующий от шести до девяти домашних заданий по семантике с равным весом
    Одна домашняя работа с самой низкой оценкой не учитывается
  • неблокирующий письменные контрольные работы по морфологии (избирательный контроль домашнего чтения)
    При досдаче заданий позже, чем через неделю после срока, оценка снижается на балл, позже, чем за три недели – на три балла. Вес каждой работы в итоговой оценке устанавливает преподаватель в начале курса.
  • неблокирующий экзамен по морфологии
    Итоговая оценка может быть выше 8 только в случае решения дополнительных экзаменационных задач; допуск к экзаменационным задачам обеспечивается выполнением задания по морфологическому анализу неизвестного языка. Экзамен проводится в форме письменной работы. Работа включает в себя анализ примеров и заполнение лакун в интерпретации примеров на основании пройденного материала. Дополнительные задачи предлагаются в ходе экзамена после решения основных заданий.
  • неблокирующий контрольные работы по синтаксису
    При невозможности офлайн-проведения во втором модуле часть работ могут быть перенесены на третий модуль - с сохранением учёта оценок в качестве контрольных второго модуля.
  • неблокирующий активность на семинарах по синтаксису
    Активность на семинарских занятиях, сообщения на семинарах, выполнение семинарских самостоятельных работ, решение задач в ходе семинаров и подготовки к ним
  • неблокирующий Самостоятельная работа по синтаксису
  • неблокирующий экзамен по синтаксису
    Экзамен состоит из двух частей, которые оцениваются независимо. Вес каждой части в итоговой оценки по экзамену – 50%. Первая часть включает выполнение письменных заданий. Вторая часть проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится очно, но при наличии уважительной причины разрешается проведение экзамена онлайн. При вынужденном проведении экзамена онлайн устно проводиться могут обе части. Следующие правила определяют вынужденное проведение экзамена на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена или вывешенному для общего пользования студентов. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время ответа студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами, презентациями, литературой и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студенту может быть отказано в продолжении участия в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Активность на семинарах по русской морфологии
  • неблокирующий Активность на семинарах по русскому синтаксису
  • блокирующий Экзамен по русской морфологии
    Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины.
  • блокирующий Экзамен по русскому синтаксису
    Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины.
  • неблокирующий 2-3 домашних задания по русской морфологии
  • неблокирующий 2-3 домашних задания по русскому синтаксису
  • неблокирующий Контрольная работа по русской морфологии
  • неблокирующий Контрольная работа по русскому синтаксису
  • неблокирующий Итоговая письменная контрольная работа по синтаксису
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.29 * Контрольная работа 2 + 0.29 * Контрольная работа 1 + 0.32 * экзамен + 0.1 * Домашние задания
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.3 * экзамен по морфологии + 0.7 * письменные контрольные работы по морфологии (избирательный контроль домашнего чтения)
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.63 * от шести до девяти домашних заданий по семантике с равным весом + 0.37 * экзамен по семантике
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.6 * экзамен по синтаксису + 0.4 * контрольные работы по синтаксису
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * 2-3 домашних задания по русскому синтаксису + 0.35 * Экзамен по русскому синтаксису + 0.2 * Контрольная работа по русскому синтаксису + 0.15 * Активность на семинарах по русскому синтаксису
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011
  • Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816
  • Малышева, Е. Г. Фонетика : учебное пособие / Е. Г. Малышева, О. С. Рогалева. — Москва : ФЛИНТА, 2012. — 64 с. — ISBN 978-5-9765-1249-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/13021 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Семантика : учебник для вузов, Кронгауз, М. А., 2005
  • Современный русский язык : лексика, фразеология, морфология : учебник для вузов, Рахманова, Л. И., 2003