• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Коммуникации и медиакомпетенции в современном мире

Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина формирует у студентов бакалавриата НИУ ВШЭ базовые понимания устройства коммуникаций, современной медиасреды и цифрового этикета, навыков грамотного медиаповедения, медиапотребления и производства контента, а также навыков использования медиаплатформ для распространения контента в целесообразных ситуации/аудитории форматах. Далее дисциплина формирует у студентов начальные знания и базовые представления в области профессиональной деятельности «реклама и связи с общественностью» и получение системного представления о современном состоянии отрасли «Реклама и связи с общественностью»: основных специальностях, технологиях, организационной структуре, направлениях и объёмах деятельности, роли digital в современной практике PR и рекламы. Дисциплина формирует базовые навыки самопозиционирования и продвижения личного бренда в социальных медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными концепциями медиакультуры, а также теориями медиа
  • Понимание устройства ключевых сфер популярной культуры, специфики медиапотребления и средового этикета
  • Изучение инструментов анализа медиакоммуникаций, а также современной популярной культуры
  • Анализ специфики медийных экосистем и медиапрактик
  • Знакомство с основами медиапроектирования
  • Формирование базовых понятий в области рекламы и digital-коммуникации.
  • Получение системного представления об истории развития коммуникаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Пользуется ключевыми исследованиями медиакультуры и теорий медиа
  • Аналитически и экологично взаимодействует с разными медийными жанрами, медиапродуктами
  • Корректно коммуницирует онлайн, соблюдая нормы сетевого и цифрового этикета
  • Владеет принципами медиапроектирования, разбирается в механизмах конструирования повесток
  • Описывает генезис социальных коммуникаций. Называет особенности PR, рекламы, маркетинга и пропаганды, приемы и технологии PR -коммуникаций. Указывает ключевые тенденции в сфере современных коммуникаций и связей с общественностью. Использует изученные теоретические знания для аргументированных суждений по вопросам управления коммуникациями.
  • Владеет базовыми понятиями digital коммуникации. Описывает этапы digital стратегии, системы аналитики и ключевые показатели эффективности продвижения.
  • Анализирует информацию, взаимосвязь между бизнес, маркетинговой и коммуникационной стратегиями. Формулирует коммуникационные задачи, определяет роль рекламы. Определяет последовательность обязательных этапов разработки рекламного продукта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные теории медиакультуры
    Основные подходы к исследованию культуры. Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер/Т. Адорно, В. Беньямин). Британские исследования культуры (С. Холл, Р. Уильямс). Постмодернистский поворот (Ф. Джеймисон, Д. Харви, Л. Хатчеон). Поворот к исследованиям аудитории (Дж. Фиске, Г. Дженкинс).<p><a rel="nofollow" href="https://drive.google.com/file/d/1iHa4-0wA4ABN9Z1AS0IctsseGYiPcYpl/view?usp=sharing">Видео</a> + <a rel="nofollow" href="https://drive.google.com/file/d/1DEJbCxVvJWtxTX_lkXTAWtYzDIeVgrl-/view?usp=sharing">презентация</a></p>
  • Некоторые концепции медиакультуры в XXI веке
    Культурные войны (Д. Хантер). Культурсоциология Д. Александера. Стриптиз-культура Б. МакНейра. Культура заговора П. Найта. Капиталистический реализм М. Фишера.<p><a rel="nofollow" href="https://drive.google.com/file/d/1QpxCl8omCOJyjTKEzfyOTjWC4h2bYoVg/view?usp=sharing">Видео</a> + <a rel="nofollow" href="https://drive.google.com/file/d/1SyoO_ImGMkJ-vvtPMvusnlk_RxumRpqs/view?usp=sharing">презентация</a></p>
  • Сферы популярной культуры и медиапотребление
    Исследования продуктов популярной (медиа)культуры: видеоигр, кино, комиксов/массовой литературы, музыки, сериалов, фанатов.<p><a rel="nofollow" href="https://drive.google.com/file/d/1W78h8KoFTR_U5StY-juBzHAJmIQirrTj/view?usp=sharing">Видео</a> + <a rel="nofollow" href="https://drive.google.com/file/d/1rtb-OLiPkxUAD-hLiqaXKrtBvcH7ea-5/view?usp=sharing">презентация</a></p>
  • Инструменты анализа медиакоммуникаций и популярной культуры
    Ключевые понятия анализа (медиа)культуры: гиперреальность (Ж. Бодрийяр), моральная паника (С. Коэн), публичная сфера (Ю. Хабермас), пастиш (Р. Дайер), культура участия (Г. Дженкинс), постирония (Л. Константину), постправда (С. Фуллер).<p><a rel="nofollow" href="https://drive.google.com/file/d/1P4DA3dRWPWoiMvmb8a1ABZpwzuctkmdT/view?usp=sharing">Видео</a> + <a rel="nofollow" href="https://drive.google.com/file/d/1QAntFdvX7sLr-qe5NEPUG8uE4KL7-5c3/view?usp=sharing">презентация</a></p>
  • Проблематизация «современности»: языки описания современного общества
    Ключевые термины проблематизации современности: постмодерн, постпостмодернизм (Дж. Нилон), цифровой модерн: диджимодернизм, цифровой модерн: автомодернизм, метамодерн.<p><a rel="nofollow" href="https://drive.google.com/file/d/1wOq0Gwqvb1C0v__OSrSc_z4JU0zpXvH-/view?usp=sharing">Видео</a> + <a rel="nofollow" href="https://drive.google.com/file/d/1Y2B8EVEKtFl10Rcav36x2UMxqPluc1sm/view?usp=sharing">презентация</a></p>
  • Базовые понятия теории медиа
    Общие представления о коммуникации как явлении. Отличие информации от данных. Медиумы, платформы, сервисы и цифровые среды: разница концептуацизации или функционала? Характеристики массмедиа.
  • Медийные и цифровые экосистемы: специфика и субъекты
    Специфика платформенной экономики и жанров медиатекстов. Многообразие субъектов цифровой среды (от блогеров до ИИ-аватаров). Практики конструирования цифровых экосистем: эффекты смешанной реальности.
  • Жанры медиатекстов и устройство коммуникативного акта онлайн
    Жанры медиатекстов: конвенциональные информационные и журналистские. Влияние на жанры медиатекстов тенденций networked journalism (М. Кастельс), автоматизации производства медиа (Н. Дьякопулос) и развития медиамейкерства (блогинг, видеография и т.д.). Медиатекст как коммуникативный акт (Р. Якобсон, Г. Лассуэлл, Шеннон и Уивер, Ю. Хабермас, Ю. Лотман). Дисфункциональный и контрпродуктивный коммуникативный акт: к культуре троллинга (У. Филлипс) и хейта. Сложности проблематизации сетевого и цифрового этикета.
  • Медиапрактики и медиаэффекты
    Теория двухступенчатого потока информирования (П. Лазарсфельд) как фундамент понимания связи между повесткой медиа, позицией лидеров общественного мнения и мнениями реципиентов. Трансформация теории в контексте концепции «информационного общества». Гипотеза кодирования/декодирования (С. Холл) как проблематизация способов и практик автономной интерпретации информации субъектом. Концепция «спирали молчания» (Э. Ноэль-Нойман) как попытка объяснения норм массовой коммуникации, автоцензуры и негативных эффектов давления общественного мнения. «Моральные паники» и инфодемия: нехватка критического мышления, следствие информационной перегрузки или негативные эффекты демократизации доступа к коммуникативному пространству?
  • Медиапроектирование
    Нишевизация медиарынков, повесток, нарративов: анализ кейсов. Практики производства контента для нишевой аудитории.
  • История коммуникаций
    Тема 1. Краткая история коммуникаций. Социальные коммуникации: базовые понятия. Коммуникационные революции. PR как особый вид коммуникативной деятельности. Чем PR отличается от рекламы, маркетинга и пропаганды. Интегрированные коммуникации. Примеры социальных коммуникаций в древнем мире, средневековье, новом и новейшем времени в контексте коммуникационных революций. Тема 2. Коммуникативные тенденции в современном мире. Предсказания о коммуникациях 19 века. PR 2:0. Коммуникации в эпоху дигитализации.
  • Основы коммуникаций в Интернете
    Лекция. Структура интернет рынка, тенденции и перспективы развития. Cоциальные медиа и инструменты работы с ними. Основы формирования digital стратегии.
  • Рекламная кампания: актуальный формат, возможности, участники, этапы разработки, особенности. Обзорная лекция.
    Лекция: понятие актуальной времени рекламной кампании и рекламного продукта. Соотношение бизнес, маркетинговой и коммуникационной стратегий: главная дифференциация, зоны ответственности. Влияние стратегии, медиа и креатива на продажи. Концептуальный подход при разработке рекламной кампании, особенности каждого этапа: от клиентского брифа до размещения кампании в СМИ. Критерии оценки предложения. Семинар 1: Анализ кейсов рекламных кампаний (лучшие мировые практики). Семинар 2: Воркшоп по разработке креативного брифа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудио-эссе (подкаст)
  • неблокирующий Презентация (питч)
  • неблокирующий О. коммуникации
    Оценка за освоение блока "Коммуникации" рассчитывается по формуле: 0,5*История + 0,5*(Реклама и Digital), где каждый элемент - это оценка, полученная за текущие формы контроля в соответствующем тематическом разделе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудио-эссе (подкаст) + 0.35 * О. коммуникации + 0.35 * Презентация (питч)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • De Fina, A., & Perrino, S. (2019). Storytelling in the Digital World. John Benjamins Publishing Company.
  • John Fiske. (2010). Understanding Popular Culture. Routledge.
  • John Fiske. (2011). Introduction to Communication Studies: Vol. 3rd ed. Routledge.
  • McDonald, M., & Wilson, H. (2016). Marketing Plans : How to Prepare Them, How to Profit From Them (Vol. Eighth Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1360406
  • The Handbook of Media and Mass Communication Theory, edited by Robert S. Fortner, and P. Mark Fackler, John Wiley & Sons, Incorporated, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1650862.
  • Turnbull, S., & Wheeler, C. (2017). The advertising creative process: A study of UK agencies. Journal of Marketing Communications, 23(2), 176–194. https://doi.org/10.1080/13527266.2014.1000361
  • Жесткий SMM: Выжать из соцсетей максимум: Учебное пособие / Кеннеди Д. - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 344 с.: ISBN 978-5-9614-6179-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002298
  • Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: Учебное пособие / Шарков Ф.И. - М.:Дашков и К, 2018. - 324 с.: ISBN 978-5-394-00792-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/342869
  • Огилви Д. - Огилви о рекламе - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 240с. - ISBN: 978-5-91657-717-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62137
  • Почекаев Р. Ю. - ИСТОРИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 223с. - ISBN: 978-5-534-04832-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-svyazey-s-obschestvennostyu-453642

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Giovanni Maddalena, & Guido Gili. (2020). The History and Theory of Post-Truth Communication. Palgrave Macmillan.
  • Monle Lee, & Carla Johnson. (2005). Principles of Advertising : A Global Perspective, Second Edition: Vol. 2nd ed. Routledge.
  • Turo Uskali, Astrid Gynnild, Sarah Jones, & Esa Sirkkunen. (2020). Immersive Journalism As Storytelling : Ethics, Production, and Design. Routledge.
  • Whitney Phillips. (2015). This Is Why We Can’t Have Nice Things : Mapping the Relationship Between Online Trolling and Mainstream Culture. The MIT Press.