• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Социология

Статус: Курс обязательный (Программная инженерия)
Направление: 09.03.04. Программная инженерия
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Абрамов Роман Николаевич, Баженова Таисия Алексеевна, Барсукова Светлана Юрьевна, Безгодов Валерий Витальевич, Богачёв Максим Игоревич, Василенко Юрий Владимирович, Гоголева Анна Сергеевна, Грабарь Вадим Валерьевич, Долгов Александр Юрьевич, Казун Анастасия Дмитриевна, Ким Майя Алексеевна, Козлова Мария Андреевна, Коновалов Илья Александрович, Кононенко Ростислав Вадимович, Косалс Леонид Янович, Кузина Лилия Сергеевна, Куракин Александр Александрович, Логвинов Родион Николаевич, Маркин Максим Евгеньевич, Михеев Игорь Станиславович, Назарбаева Елена Алексеевна, Невский Андрей Владимирович, Пашков Станислав Георгиевич, Поплавская Анита Андреевна, Присяжнюк Дарья Игоревна, Родионова Мария Михайловна, Савинова Анна Николаевна, Старцев Сергей Вячеславович, Третьякова Татьяна Андреевна, Хумарян Давид Гагикович, Хусяинов Тимур Маратович, Шевчук Андрей Вячеславович, Юдин Иван Борисович
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина ориентирована на формирование у студентов представления о социологии как академической и прикладной дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий и теорий, овладение некоторыми из основных методов эмпирической социологии, ознакомлении с применением социологических подходов к исследованию явлений и процессов в разных сферах общества, включая экономическую. Программа включает темы для всех ОП. Каждая тема имеет перед названием совокупность кодов, определяющих, для каких ОП она предназначена. Коды обозначают: ПИ - Программная инженерия, ПМИ - Прикладная математика и информацтика, П - Психология, И-История, ГМУ - ГМУ, Д - Дизайн, ФПЛ - Фундаментальная и прикладная лингвистика, Э - Эконоомика, ЭС - Экономика и статистика, Ю - Юриспруденция, ЧП - Юриспруденция: частное право, П - Политология, Л - Логистика и управление цепями поставок, М - Маркетинг и рыночная аналитика, УБ - Управление бизнесом, ПС - Психология, ФПЛ - Фундаментальная и прикладная лингвистика. В скобках обозначен кампус ОП, если она реализуется не в Москве.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение ядром концептуального аппарата социологии;
  • знание основных подходов современной экономической социологии и ее ключевых исследовательских проблем;
  • обладание базовыми навыками интерпретации данных, полученных в ходе современных эмпирических экономико-социологических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Получить навыки подготовки письменных и презентационных материалов, содержащих результаты интерпретации социологической информации и теорий
  • знать основные подходы современной социологии/ экономической социологии и ее ключевые исследовательские проблемы
  • уметь применять ядро концептуального аппарата социологии при изучении различных явлений
  • иметь навыки интерпретации данных, полученных в ходе современных эмпирических исследований
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. М, УБ, УБ(П), Ю, Ю(П), Ю (СПб), ЧП, Л, ПС - Социология как наука (онлайн-курс Л.Г. Ионина «Общая социологическая теория» на платформе Coursera)
    Что такое социология. Что такое наука. Об относительности понятия факта. Что такое факт в социологии. Особенности социологического познания. Социологические «законы природы». Парадигмы или теории в социологии. Три уровня социологии.
  • Тема 2. М, УБ, УБ(П), Ю, Ю(П), Ю(СПб), ЧП, Э, Э(П), ЭС, Л, П - Предмет экономической социологии (онлайн-курс В.В.Радаева «Экономическая социология»)
    Что такое экономика? Что такое экономическое действие? Укорененность экономического действия в структурах и институтах. Укорененность экономического действия во властных отношениях и культуре. Где искать границы между экономической теорией и экономической социологией? Основные типы экономико-социологических задач.
  • Тема 3. М, Ю, Ю(П), Ю(СПб), Э, ЭС, Э(П), ЧП - Модель человека в экономической социологии (онлайн-курс В.В. Радаева «Экономическая социология»)
    Сравниваются модели поведения человека, из которых исходят экономическая теория и экономическая социология. Показывается, что лежит в основе мотивации хозяйствующего человека, и почему она не сводится к эгоистическому интересу. Раскрывается понятие рациональности человеческого поведения и объясняется, как возникают множественные формы рациональности. Выясняется, как формируются модельные и векторные стратегии поведения человека.
  • Тема 4. М, Ю, Ю(П), Ю(СПб), ЧП, Э, ЭС, Э(П), П, ПС - Роли, нормы, социальный контроль (онлайн-курс Л.Г. Ионина «Общая социологическая теория» на платформе Coursera)
    Социальный контроль. Позитивные и негативные санкции. Аномия. Роли и люди. Ролевая дистанция. Ролевая дистанция и театр. Ролевая игра как альтернативная жизнь.
  • Тема 5. М, Э, ЭС, Э(П), Ю, Ю(П), Ю(СПб), ЧП, УБ, УБ(П), Л, П - Рынок как форма хозяйства (онлайн-курс В.В. Радаева «Экономическая социология»)
    Раскрывается общее понятие рынка и множество его более частных значений. Показываются первоначальные формы, в которых исторически возникал рыночный обмен. Анализируются механизмы действия рыночной конкуренции. Рынок характеризуется как организационное поле и как цепь поставок.
  • Тема 6. М, Ю, Ю(П), Ю(СПб), ЧП, Э, ЭС, Э(П), П - Человек в роли предпринимателя (онлайн-курс В.В. Радаева «Экономическая социология»)
    Раскрывается общее понятие предпринимательской деятельности. Объясняется, кого следует относить к предпринимателям, какими мотивами руководствуются предприниматели, кроме денежного интереса, и какими качествами они обладают. Изучаются исторические корни, из которых вырос дух современного предпринимательства.
  • Тема 7. Э, ЭС, Э(П), Ю, Ю(П), Ю(СПб), ЧП, УБ, УБ(П), Л, П - Государственное регулирование хозяйства (онлайн-курс В.В. Радаева «Экономическая социология»)
    Предлагается общее понимание государства как тройственной монополии. Раскрывается специфика государства как особого участника хозяйственного процесса. Анализируются основные модели государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Вводится формальное определение коррупции и прослеживается отличие коррупции от других форм реализации агентских отношений в деятельности чиновников.
  • Тема 8. Ю, Ю(П), Ю(СПб), ЧП - Человек в социальной иерархии (онлайн-курс В.В. Радаева «Экономическая социология»)
    Что такое социальная стратификация. Каковы наиболее крупные социальные слои. Как развивалась марксистская теория классов. Из чего исходили функционалистские стратификационные исследования. Что привнесли в стратификационный анализ веберианские исследования. Каковы новые формы социального неравенства. Как искать и измерять средний класс в современной России.
  • Тема 9. УБ, УБ(П), Л, П - Неформальная экономика (онлайн-курс В.В. Радаева «Экономическая социология»)
    Предлагаются определения неформальной экономики и ее основных сегментов. Объясняется, почему возникают неформальная и теневая экономика. Рассматриваются методы измерения теневой экономики и их ограничения. Прослеживаются различия формальных и неформальны правил, регулирующих хозяйственную деятельность. Раскрываются механизмы деформализации и формализации правил.
  • Тема 10. Ю, Ю(П), Ю(СПб), ЧП, ПС - Нормативные системы (онлайн-курс Л.Г. Ионина «Общая социологическая теория» на платформе Coursera)
    Предлагаются определения нормативным системам. Разбираем различия в обычаях, этикете, морали. Дается определение права в социологическом контексте, а также разбирается роль государства в формировании права. Как выстраивается вопрос справедливости и какую роль играет тут право.
  • Тема 11. Ю, Ю(П), Ю(СПб), ЧП - Социальная укорененность права. Правовая культура. (аудиторная лекция Л.Я. Косалса).
    Автономна ли сфера права и как она связана с другими сферами общества? Соотношение правовых и социальных норм. Понятие «правовая культура», для чего оно используется. Правовая культура и правовое сознание. Основные теории правовой культуры. Профессиональные субкультуры: какие можно выделить в сфере права и чем они отличаются друг от друга.
  • Тема 12. Ю, Ю(П), Ю(СПб), ЧП - Преступление и наказание: социологический взгляд (аудиторная лекция Л.Я. Косалса)
    Является ли преступность «нормальным социальным явлением»? При каких ситуациях можно сказать, что преступность – это социальная патология. Каковы тенденции изменения преступности в мире и в России. Что такое «латентная преступность». Каковы общие принципы наказаний (по Фуко). В чем особенности тюрьмы по сравнению с другими видами наказаний (по Фуко). Каковы принципы устройства тюремной системы. Что такое «тюремная субкультура».
  • Тема 13. Ю, Ю(П), Ю(СПб), ЧП - Полиция и общество (аудиторная лекция Л.Я. Косалса)
    Каков характер взаимоотношений полиции и общества в России. Насколько общество доверяет полиции в России и других странах. В чем причины невысокого доверия полиции в России. Как можно наладить кооперацию полиции и общества в России. В чем причины неудач реформирования полиции.
  • Тема 14. ПИ, П, ПС, И, ГМУ, Э, ЭС, Ю, ЧП, Ю (П), Ю (СПБ), Л, М, УБ, Э (П), УБ (П), Социализация (онлайн-курс Л.Г.Ионина «Общая социологическая теория»)
    Социализация и культура. Культура как вторая природа человека. Культурогенез. Структура социализации. Социализация, свобода и насилие. Первичная и вторичная социализация.
  • Тема 15. ПИ, И, ГМУ, ПС - Социальные группы (онлайн-курс Л.Г.Ионина «Общая социологическая теория»)
    Социальные группы. Классификации групп. От статистических групп к целевым группам. Класс "в себе" и класс "для себя". Классификация по размеру групп. Группы Мэйо, группы Данбара и большие группы. Классификация по степени открытости.
  • Тема 16. ПИ, И, ГМУ, ПС - "Общность" и "общество" (онлайн-курс Л.Г.Ионина «Общая социологическая теория»)
    Общность и общество. Общность и общество как типы социальных связей. Общество. Общество (продолжение). Структурные переменные Парсонса.
  • Тема 17. ПИ, И, ГМУ, ПС - Модерн и модернизация (онлайн-курс Л.Г.Ионина «Общая социологическая теория»)
    Модерн и модернизация. Модерн у классиков социологии. Логика модернизации. Различия традиционного и современного типов общества. Идеология модернизации и её критика.
  • Тема 18. ПИ, П, И, ГМУ, Э, Э (П), М, ПС - Социальная структура и социальное неравенство (онлайн-курс Л.Г.Ионина «Общая социологическая теория»)
    Социальная структура и социальное неравенство. Аспекты социальной структуры. Вертикальные классификации. Логика социального неравенства. Два типа легитимации неравенства. Легитимация неравенства. Традиционные и современные революции. Дискурс равенства. Социальная стратификация. Статусы и развитие. Кастовое общество. Апартеид и рудименты кастовой организации. Сословное общество. Классовое общество. Концепция Карла Маркса. Классовое общество. Современный подход к классам. Средний класс вчера и сегодня. Процесс стратификации.
  • Тема 19. ПИ, И, ГМУ, ПС - Институты и организации (онлайн-курс Л.Г.Ионина «Общая социологическая теория»)
    Институты и организации. Категории анализа институтов. Процесс институционализации. Значимость институтов. Институты и организации. Образование как институт и организация. Бюрократия. После бюрократии
  • Тема 20. ПИ, И, ГМУ, ПС - Базовые институты современного общества (онлайн-курс Л.Г.Ионина «Общая социологическая теория»)
    Общество меньшинств. Пол и гендер. Ещё о гендере. Нацменьшинства. Конструирование и натурализация этносов. Реэтнизация.
  • Тема 21. ПИ, И, ГМУ, ПС - Сети как группы и организации (онлайн-курс Л.Г.Ионина «Общая социологическая теория»)
    Общество сетей. Социальный контроль в интернете. Общность и общество в интернете. Сильные и слабые связи. Сети как общности. Социальное неравенство и трансформация институтов. Сети и постмодерн. О ризоме. Социология и постмодерн.
  • Тема 22. П, Л, М, УБ, Э, ЭС, Э (П), УБ (П) - Человек в роли потребителя (онлайн-курс В.В.Радаева «Экономическая социология»)
    Что такое потребление? Как потребление связано с социальной дифференциацией? Как формируется пространство стилей жизни? Чем отличается производство продуктов и производство знаков? Что характерно для общества потребления? Как формировалась со-временная торговля? Как развивались торговые форматы в России? Каковы социальные эффекты трансформации торговли? В каком смысле потребление становится инновацион-ным процессом?
  • Тема 23. П, Л, М, УБ, Э, ЭС, Э (П), УБ (П) -Человек в денежном хозяйстве (онлайн-курс В.В.Радаева «Экономическая социология»)
    Что такое деньги? Как возникали и эволюционировали деньги? Деньги как социальное отношение. Какие социальные функции выполняются деньгами? Как деньги пересекаются с сакральными ценностями? Множественность денежных единиц. Социальное производство денег. Как развивается рынок банковских карт в России?
  • Тема 24. П, Э, ЭС, Э (П), М - Человек в домашнем хозяйстве (онлайн-курс В.В.Радаева «Экономическая социология»)
    Понятия домашнего хозяйства и домашнего труда. Домашний труд как средство жизнеобеспечения. Каковы функции домашнего производства? (на примере домашнего алкоголя). Домашнее хозяйство как неизмеримая и моральная экономика. Домашнее хозяйство как семейная экономика. Отмирает ли домашнее хозяйство?
  • Тема 25. П, Э, ЭС, Э (П), М - Человек в трудовых отношениях (онлайн-курс В.В.Радаева «Экономическая социология»)
    Понятие трудовых отношений. Научная теория управления. Концепция человеческих отношений. Новая философия управления и ее производные. Стратегии установления внутрифирменного контроля. Стратегии активного сопротивления менеджменту. Стратегии пассивного сопротивления менеджменту. Как достигается трудовой компромисс?
  • Тема 26. П, Э, ЭС, Э (П), М - Хозяйственные идеологии и хозяйственное развитие
    Что такое хозяйственная идеология? Три уровня воспроизводства хозяйственной идеологии. Основные типы идеологических систем. Идеологические гибриды. Смена идеологических парадигм. Фундаментальные различия между капитализмом и социализмом. «Конец истории». Идея множественности моделей капитализма. Институциональная комплементарность и ее основные следствия. Построение российской модели капитализма.
  • Тема 27. Л, М, УБ, УБ (П) - Сравнительный анализ хозяйственных систем
    Идея множественности моделей капитализма. Основные модели капитализма. Социальные основания этих моделей. Институциональная согласованность.
  • Тема 28. Л, М, УБ, УБ (П) - Основные методологические направления в социологии: "качественный” и “количественный” подходы.
    Предназначение “качественного” и “количественного” подходов, их ограничения. Инструментарий “количественного” подхода: выборка, формализованное интервью (анкета). Искусство задавать анкетные вопросы. Особенности анализа опросных данных. Инструментарий “качественного” подхода: выборка, неформализованное интервью. Интерпретация данных неформализованных интервью.
  • Тема 29. ПМИ, П, Д (СПБ), ФПЛ (НН) - Социология как наука: Что и как изучает социология (он-лайн курс А.Б.Гофмана)
    Общая характеристика социологии, ее основные черты и особенности.
  • Тема 30. ПМИ, Д (СПБ), ФПЛ (НН) - Культура и общество (он-лайн курс А.Б.Гофмана)
    Взаимосвязь социальных и культурных процессов и явлений.
  • Тема 31. ПМИ, Д (СПБ), ФПЛ (НН) - Социальные институты (он-лайн курс А.Б.Гофмана)
    Сущность социальных институтов, их структура, функции, значение. Семья как социальный институт. Обзор социального института семьи. Экономика как социальный институт. Обзор социального института экономики. Религия как социальный институт. Обзор социального института религии.
  • Тема 32. ПМИ, Д (СПБ), ФПЛ (НН) - Социализация индивида (он-лайн курс А.Б.Гофмана)
    Процесс социализации, подходы к ее изучению, способы и агенты, особенности в современных обществах.
  • Тема 33. ПМИ, Д (СПБ), ФПЛ (НН) - Социальные группы и организации (он-лайн курс А.Б.Гофмана)
    Природа и типы социальных групп, формальные организации, бюрократия, община.
  • Тема 34. ПМИ, Д (СПБ), ФПЛ (НН) - Социальные равенства и неравенства (он-лайн курс А.Б.Гофмана)
    Социальные равенства и неравенства как реальность, ценность, идеал; социальная стратификация и типы; социальная мобильность.
  • Тема 35. ПМИ, Д (СПБ), ФПЛ (НН) - Социальные процессы и социальные изменения (он-лайн курс А.Б.Гофмана)
    Обмен, кооперация, конкуренция, конфликт, солидарность как социальные процессы. Сущность и факторы социальных изменений.
  • Тема 36. ПМИ, Д (СПБ), ФПЛ (НН) - Массовое поведение, массовые сообщества и социальные движения (он-лайн курс А.Б.Гофмана)
    Специфика массовых процессов (мода, паника, слухи, массовая истерия и паранойя). Массовые сообщества: конгломераты, толпы, публики. Природа и значение социальных изменений для социального развития.
  • Тема 37. И, ФПЛ (НН) - Общегуманитарные контексты в социологии
    Поколение как социологическая категория. Культурная память и культурная травма. Проблема повседневности в социологии
  • Тема 38. Л, М, УБ, УБ (П) - Криминальная экономика. Насилие и хозяйство
    Роль насилия в хозяйственной жизни. Преступность, мафия и государство. Эволюция организованной преступности в России 1990-х.
  • Тема 38. Д (СПБ) - Классическая социальная теория и возникновение социологии.
  • Тема 39. Д (СПБ) - Современные социологические теории.
  • Тема 40. Д (СПБ) - Мода, вкусы, искусство: социологические подходы к изучению кино, музыки, литературы и архитектуры.
  • Тема 41. ГМУ - Социология города: от Вебера до исследований Чикагской школы
  • Тема 42. ГМУ - Социология организаций: социальный порядок и коллективная деятельность
  • Тема 43. ГМУ - Социология потребления. Культура потребления в современном мире
  • Тема 44. М - Социологические исследования медицины и здоровья
    Особенности изучения медицины с социологических позиций. Основные подходы к концептуализации системы здравоохранения. Экономика общественного здравоохранения и биомедицины. Неолиберальная модель отправления медицинских услуг. Неравенство в здравоохранении: гендерные и классовые аспекты потребления медицинских услуг. Проблемы фармакологизации и медицикализации.
  • Тема 15. М - Качественные методы социологического исследования
    Специфика получения и интерпретации качественных данных. Преимущества и недостатки качественных методов исследования. Процедурные нюансы и этические основания качественных исследований. Виды интервьюирования и основные способы анализа качественных данных. «Прочитывание» качественных данных и способы построения выводов на их основе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Специфицировано под каждую ОП.
  • неблокирующий Экзамен
    Специфицировано под каждую ОП.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Специфицировано под каждую ОП. Может включать эссе, контрольные работы, домашние работы, выполнение тестов к онлайн-курсу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.4 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая социология : учеб. пособие для вузов, Эфендиев, А. Г., 2017
  • Экономическая социология : Учеб. пособие для вузов, Радаев В.В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, Фуко, М., Наумова, В., 2015
  • Неформальная экономика: экономико-социологический анализ, Барсукова С.Ю., 2004
  • Самоубийство : социологический этюд, Дюркгейм, Э., Ильинского, А. Н., 1994
  • Социальная структура России: теории и реальность, Тихонова, Н. Е., 2014
  • Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., Егоровой, Е. Н., 2006
  • Социология : ее предмет, метод, предназначение, Дюркгейм, Э., Гофмана, А. Б., 2006
  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер, Н., Ядов, В. А., 1998