• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Развитие софт-компетенций: языковых, межкультурных и креативных. Теория и практика.

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Предлагаемый курс знакомит студентов с теоретическими предпосылками формирования языковых, межкультурных и креативных софт-компетенций на основе глубокого анализа фундаментальных научных исследований в соответствующих областях. В рамках курса обучающиеся получают ответы на вопросы, почему формирование данных компетенций является значимым фактором успешности как в профессиональной деятельности, так и в контексте саморазвития личности; какие психологические инструменты можно применять для актуализации языковых навыков, развития творческого потенциала и межкультурной компетенции в процессе решения учебно-познавательных и профессиональных задач. Языковые софт-компетенции связаны с развитием гибкости мышления, активизации коммуникативных умений и способности быстро и точно формулировать речевое высказывание на любом языке. Актуализация творческого потенциала студентов позволяет развивать их креативные способности, которые формируются на основе обычных когнитивных процессов и могут применяться для решения повседневных проблем. Развитие межкультурной компетенции позволяет человеку продуктивно использовать культурные условия и факторы, которые влияют на восприятие, оценку, чувства и поступки субъектов межкультурного взаимодействия, что делает индивида открытым новому опыту и способным решать конфликты между представителями разных культур. Также в ходе курса будет раскрыто понимание системной адаптации как универсальной компетенции, объединяющей навыки 4К (креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация) и компетенции познания, взаимодействия с другими и с самим собой; будут обозначены пути ее формирования через развитие языковых способностей, межкультурной составляющей и активизацию творческого потенциала. Данный курс предполагает сочетание лекций и практических занятий в формате онлайн тренинга с широким применением интерактивных технологий смешанного обучения. Итогом освоения дисциплины и формой контроля является подготовка студентами эссе по теоретическим аспектам изучаемой тематики и защита проектными группами практико-ориентированных презентаций по программе развития соответствующих софт-компетенций по каждому блоку практических занятий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование умения определять и характеризовать феномены полилингвальности, креативности и мультикультурализма.
  • Формирование способности объяснять механизм системной адаптации личности в современном мире, классифицировать разные подходы к пониманию софт-компетенций и адаптации.
  • Развитие умения актуализировать креативность учащихся и коллег.
  • Формирование умения развивать и поддерживать межкультурную компетенцию.
  • Развитие навыков стимулирования изучения иностранного языка учащимися и коллегами с опорой на многоязычное общение.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует, сравнивает и оценивает разработки программ по развитию софт-компетенций учащихся и коллег.
  • Описывает и различает методологические аспекты актуализации творческого потенциала, что служит основой для формирования системной адаптации личности в современном мире.
  • Различает методы и приемы развития гибких компетентностей учащегося или сотрудника.
  • Формулирует и объясняет суть механизма системной адаптации личности в современном мире.
  • Описывает и различает методологические аспекты актуализации творческого потенциала
  • Описывает и различает методологические аспекты развития межкультурной компетенции, что служит основой для формирования системной адаптации личности в современном мире.
  • Описывает и различает методологические аспекты развития языковых способностей, что служит основой для формирования системной адаптации личности в современном мире.
  • Определяет феномен креативности и классифицирует подходы к ее пониманию.
  • Определяет феномен полилингвальности и мультикультурализма, классифицирует подходы к их пониманию
  • Определяет феномены полилингвальности, креативности и мультикультурализма и классифицирует подходы к пониманию данных феноменов.
  • Разрабатывает методологический аппарат развития креативности
  • Разрабатывает методологический аппарат стимулирования изучения иностранного языка с опорой на многоязычное общение.
  • Разрабатывает методологический аппарат формирования межкультурной компетенции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в вопрос развития языковых, межкультурных и креативных софт-компетенций
  • Феномен полилингвальности в сравнении с би/мультилингвальным подходом. Понятие межкультурной компетенции
  • Парадокс креативности
  • Системная адаптация в современном мире как универсальная софт-компетенция
  • Роль языковых способностей, межкультурной компетенции и творческого потенциала в формировании механизма системной адаптации личности
  • Развитие креативности учащихся и коллег
  • Формирование межкультурной компетенции
  • Стимулирование изучения иностранного языка с опорой на многоязычное общение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
    Эссе содержит 3 вопроса: системная адаптация, креативность, полилингвизм. Оценка за эссе считается по формуле: 10=(3.33*(0,5 + 0,3 +0,2))+(3,33*(0,5 + 0,3 +0,2)) + (3,33*(0,5 + 0,3 +0,2))
  • неблокирующий Презентации по каждому блоку семинарских занятий
    Оценка за каждую презентацию считается по формуле: 10 = 3+4+3 В оценивании используется принцип Peer-assessment 0,5*преподаватель + 0,3*студенты-слушатели + 0,2*студенты-коллеги из проектной группы Оценка за все презентации: 10 = ((3+4+3) + (3+4+3) + (3+4+3))/3
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.7 * Презентации по каждому блоку семинарских занятий + 0.3 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kharkhurin, A. V. (2012). Multilingualism and Creativity. Bristol, UK: Multilingual Matters.
  • Tej K. Bhatia, & William C. Ritchie. (2012). The Handbook of Bilingualism and Multilingualism: Vol. Second edition. Wiley-Blackwell.
  • The Cambridge handbook of creativity, , 2010
  • The international handbook of creativity, , 2006
  • The Routledge handbook of multilingualism, , 2015
  • Психологическая адаптация : механизмы и стратегии, Налчаджян, А. А., 2010
  • Социально - психологическая адаптация личности в изменяющемся обществе : сб. науч. тр., , 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adaptation in contemporary culture : textual infidelities, , 2009
  • Creativity and education. Vol.1: Definitions of creativity for education, , 2017
  • Creativity and education. Vol.2: Teachers & teaching and enhancement, , 2017
  • Creativity and education. Vol.4: Special populations, including the gifted, and student characteristics, culture & settings, , 2017
  • Creativity in the classroom : schools of curious delight, , 2018
  • Immigrant adaptation in multi-ethnic societies : Canada, Taiwan, and the United States, , 2016
  • Intercultural transitions in higher education : international student adjustment and adaptation, Schartner, A., 2020
  • Interpersonal adaptation : dyadic interaction patterns, Burgoon, J. K., 2006
  • Nurturing creativity in the classroom, Beghetto, R. A., 2017
  • Поисковая активность и адаптация, Ротенберг, В. С., 1984
  • Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла : учеб. пособие, Волынская, Л. Б., 2012