• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Социологические исследования аудитории и публики

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех
Преподаватели: Давыдов Сергей Геннадьевич, Еремина Алина Равшановна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Исследования аудитории и публики - важнейшие направления не только научных исследований, но и эмпирического анализа, которым занимаются как сами медиакомпании, так и широкий круг социальных акторов, решающих различные коммуникационные задачи (рекламодатели, рекламные агентства, субъекты деятельности по связям с общественностью). В основе анализа аудитории находятся медиаизмерения - количественные исследования, которые реализуются посредством опросных методов и/или автоматизированных измерительных технологий. Помимо медиаизмерений, в арсенале социологов есть множество специальных (ad hoc) подходов к изучению аудитории и публики. Среди них количественно-качественные тесты медийных концепций, usability тесты, автоматизированные измерения реакции аудитории, исследования аудитории методом отслеживания движений глаз (eye-tracking) и др. Из качественных методов традиционно используются наблюдение, глубинные интервью, фокус-группы. Наряду с теоретическими лекциями и разбором кейсов в рамках дисциплины предполагается выполнение практических заданий, направленных на формирование навыков проведения полевых социологических исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение основными положениями социологической теории аудитории и публики.
  • Формирование комплексного понимания закономерностей поведения аудитории и публики, как общего характера, так и в частных проявлениях.
  • Ознакомление с основными методами исследования аудитории и публики.
  • Овладение навыками анализа аудитории и публики в отраслевой практике, в том числе в контексте изучения медиарынков, в функционировании и развитии медиапредприятий, в редакционной деятельности, а также в рекламной деятельности и связях с общественностью.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Проводит медиаметрический анализ.
  • Использует основные методы измерения аудитории различных типов медиа.
  • Ориентируется в предметной области теоретических и индустриальных социологических исследований аудитории и публики.
  • Проводит исследования с использованием качественных методов анализа аудитории и публики.
  • Проводит исследования с использованием количественных методов анализа аудитории и публики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы исследования аудитории и публики
  • Измерения аудитории медиа
  • Медиаметрические показатели.
  • Специальные (ad hoc) количественные исследования аудитории и публики
  • Качественные исследования аудитории и публики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Тест + 0.7 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индустрия рейтингов : введение в медиаметрию: учеб. пособие для вузов, Фомичева, И. Д., 2004
  • Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012