2021/2022




Социологические исследования аудитории и публики
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Исследования аудитории и публики - важнейшие направления не только научных исследований, но и эмпирического анализа, которым занимаются как сами медиакомпании, так и широкий круг социальных акторов, решающих различные коммуникационные задачи (рекламодатели, рекламные агентства, субъекты деятельности по связям с общественностью). В основе анализа аудитории находятся медиаизмерения - количественные исследования, которые реализуются посредством опросных методов и/или автоматизированных измерительных технологий. Помимо медиаизмерений, в арсенале социологов есть множество специальных (ad hoc) подходов к изучению аудитории и публики. Среди них количественно-качественные тесты медийных концепций, usability тесты, автоматизированные измерения реакции аудитории, исследования аудитории методом отслеживания движений глаз (eye-tracking) и др. Из качественных методов традиционно используются наблюдение, глубинные интервью, фокус-группы. Наряду с теоретическими лекциями и разбором кейсов в рамках дисциплины предполагается выполнение практических заданий, направленных на формирование навыков проведения полевых социологических исследований.
Цель освоения дисциплины
- Овладение основными положениями социологической теории аудитории и публики.
- Формирование комплексного понимания закономерностей поведения аудитории и публики, как общего характера, так и в частных проявлениях.
- Ознакомление с основными методами исследования аудитории и публики.
- Овладение навыками анализа аудитории и публики в отраслевой практике, в том числе в контексте изучения медиарынков, в функционировании и развитии медиапредприятий, в редакционной деятельности, а также в рекламной деятельности и связях с общественностью.
Планируемые результаты обучения
- Проводит медиаметрический анализ.
- Использует основные методы измерения аудитории различных типов медиа.
- Ориентируется в предметной области теоретических и индустриальных социологических исследований аудитории и публики.
- Проводит исследования с использованием качественных методов анализа аудитории и публики.
- Проводит исследования с использованием количественных методов анализа аудитории и публики.
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические основы исследования аудитории и публики
- Измерения аудитории медиа
- Медиаметрические показатели.
- Специальные (ad hoc) количественные исследования аудитории и публики
- Качественные исследования аудитории и публики
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Тест + 0.7 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Индустрия рейтингов : введение в медиаметрию: учеб. пособие для вузов, Фомичева, И. Д., 2004
- Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012