• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Психолингвистический практикум

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Аверина Светлана Сергеевна, Арутюнян Вардан Геворгович, Буйволова Ольга Витальевна, Дорофеева Светлана Валентиновна, Лопухина Анастасия Александровна, Паршина Ольга Александровна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Данный многоаспектный продвинутый курс по психо- и нейролингвистике будет состоять из четырех блоков, освоение материалов которых даст студентам необходимые знания и навыки для чтения психо- и нейролингвистической литературы и проведения собственных исследований. Основные блоки курса: 1) Формирование речевых навыков у детей (от младенчества до подросткового возраста). Поведенческие методы исследования; 2) Методика записи движений глаз (видеоокулография) и ее использование в экспериментальных исследованиях; 3) Клинические исследования речевых патологий у взрослых.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Умение понимать и критически анализировать психо- и нейролингвистическую литературу
  • Умение грамотно строить экспериментальный дизайн исследования с участием детей или представителей клинических групп
  • Понимание принципов, возможностей, достоинств и недостатков метода видеоокулографии
  • Знание основных теорий о формировании речевых навыков у детей и знакомство с ключевыми исследованиями по данной теме
  • Знание основных теорий о формировании навыка чтения и знакомство с ключевыми исследованиями по данной теме
  • Знание основных теорий о нейрональных основах речевых патологий у взрослых
  • Знание основных принципов классификаций и методов диагностики речевых нарушений у взрослых
  • Умение использовать стандартизированные инструменты для оценки навыков чтения и их предикторов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание классификаций речевых нарушений у взрослых, принципов их построения, достоинств и недостатков
  • Знание некоторых структурно-функциональных особенностей атипичного развития детского мозга на примере расстройств аутистического спектра (РАС)
  • Знание о стандартизированных инструментах исследования навыков (фонологических и зрительных), необходимых для успешного освоения чтения
  • Знание основных современных гипотез о причинах нарушений чтения (дислексии)
  • Знание основных структурно-функциональных изменений в процессе развития детского головного мозга
  • Знание основных теорий и моделей афазии
  • Знание современных представлений о предикторах типичного и нетипичного речевого развития у детей
  • Знание современных представлений о формировании грамматических навыков у детей
  • Знание современных представлений о формировании ментального лексикона у детей
  • Знание современных представлений о формировании навыков чтения у детей и взрослых
  • Знание современных представлений о формировании фонологический навыков у детей
  • Знание современных представлений об основных видах нарушений чтения (дислексии)
  • Знания нарушений, сопутствующих афазии
  • Общее представление о ключевых компонентах нейропсихологического обследования детей
  • Понимание нейрональных основ афазии
  • Понимание принципов создания лингвистических инструментов для диагностики речевых нарушений
  • Понимание разницы в подходах к диагностике и лечению речевых нарушений различной этиологии
  • Способность ориентироваться в современных поведенческих и нейровизуализационных исследованиях речевых нарушений у взрослых
  • Умение предобрабатывать видеоокулографические данные в программе DataViewer
  • Умение проводить видоокулографическое исследование с использованием видеоокулографов EyeLink
  • Умение проводить исследование навыков чтения у детей, используя стандартизированные тесты
  • Умение проводить тестирование навыков фонологической обработки у детей с использованием стандартизированной батареи тестов
  • Умение программировать видеоокулографические эксперименты в программе ExperimentBuilder
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография - Поведенческие исследования формирования речи у детей
  • Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография - Этапы развития центральной нервной системы у детей
  • Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография - Нарушение мозгового развития у детей: расстройства аутистического спектра (РАС)
  • Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография - Типичное и нетипичное развитие навыков чтения у детей
  • Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография - Видеоокулографические исследования чтения и восприятия речи на слух у детей и взрослых
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых - Нейрональные основы афазии
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых - Лингвистическая теория и афазия
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых - Классификации афазий. Классификация афазий А.Р. Лурии в сравнении с западными классификациями
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых - Афазия различной этиологии
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых - Диагностика и терапия при афазии
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых - Афазии другого генеза
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых - Нарушения, возникающие при поражении правого полушария. Речевые нарушения вследствие травм головного мозга. Нарушения и состояния, сопутствующие афазии. Билингвальная афазия
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых - Исследования афазии: экспериментальные методы и дизайн
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельные работы “Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография"
    За модуль проводится до 4 самостоятельных работ с выбором варианта ответа или кратким ответом. Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы. Типы вопросов: с выбором варианта ответа, с кратким ответом.
  • неблокирующий Домашнее задание “Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография”
  • неблокирующий Практические задания "Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография"
    Задание по созданию и проведению простого видеоокулографического эксперимента.
  • неблокирующий Итоговый устный экзамен
    Итоговый устный экзамен проводится по билетам. Каждый билет содержит по одному вопросу из каждого из двух тематических блоков курса (“Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография”; Клинические исследования патологий речи у взрослых”)
  • неблокирующий Контрольные работы "Клинические исследования патологий речи у взрослых"
    За модуль проводится 3 контрольные работы с выбором варианта ответа или кратким ответом. Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы. Типы вопросов: с выбором варианта ответа, с кратким ответом.
  • неблокирующий Домашнее задание по блоку “Клинические исследования патологий речи у взрослых”
    Задание предполагает анализ сэмплов речи и данных историй болезни
  • неблокирующий Самостоятельная работа "Клинические исследования патологий речи у взрослых"
    Анализ статей по пройденному материалу
  • неблокирующий Практическое задание "Клинические исследования патологий речи у взрослых"
    Создание простого эксперимента, который позволит ответить на исследовательский вопрос, сформулированный студентом
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.16 * Самостоятельные работы “Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография" + 0.12 * Практическое задание "Клинические исследования патологий речи у взрослых" + 0.08 * Самостоятельная работа "Клинические исследования патологий речи у взрослых" + 0.2 * Итоговый устный экзамен + 0.12 * Контрольные работы "Клинические исследования патологий речи у взрослых" + 0.2 * Практические задания "Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография" + 0.04 * Домашнее задание “Развитие речевых навыков и навыков чтения у детей. Видеоокулография” + 0.08 * Домашнее задание по блоку “Клинические исследования патологий речи у взрослых”
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Aphasia and related neurogenic language disorders, , 2011
  • Introduction to psycholinguistics : understanding language science, Traxler, M. J., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Eye movements: a window on mind and brain, , 2007
  • Eye tracking : a comprehensive guide to methods and measures, Holmqvist, K., 2011
  • Handbook of psycholinguistics, , 2006
  • Handbook of the neuroscience of language, , 2010
  • Research methods in child language : a practical guide, , 2012
  • The Cambridge handbook of child language, , 2009
  • The Oxford handbook of eye movements, , 2013