• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

История и теория дизайна

Статус: Курс обязательный (Мода)
Направление: 54.03.01. Дизайн
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 56
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Алексеев Александр Николаевич, Бакина Татьяна Викторовна, Ветушинский Александр Сергеевич, Журавлев Александр Олегович, Зорина Светлана Сергеевна, Кавтарадзе Сергей Юрьевич, Кистяковский Василий Александрович, Костина Анна Константиновна, Краснослободцева Анна Владимировна, Леонова Галина Юрьевна, Логвин Сергей Николаевич, Ломакина Евгения Сергеевна, Лукина Полина Андреевна, Малич Ксения Александровна, Маркалова Надежда Владиславовна, Мельниченко Василий Александрович, Микитенко Павел Георгиевич, Нисенбаум Михаил Ефимович, Оршер Владислав Эдуардович, Поликарпова Дарина Александровна, Салин Алексей Сергеевич, Селезнёв Максим Александрович, Старусева-Першеева Александра Дмитриевна, Ульянов Павел Юрьевич, Успенский Василий Михайлович, Фадеева Татьяна Евгеньевна, Цховребадзе Екатерина Нугзаровна, Шведов Павел Вячеславович
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 140

Программа дисциплины

Аннотация

The objectives of mastering the discipline "History and Theory of Art" are structuring students' ideas about the history and theory of various fields of art and design, improving the skills of analyzing works of art culture and trends in its development, mastering professional terminology. Students choose one or another course from the list of suggested courses. Knowledge of the history and theory of art and design is the foundation necessary for a practitioner to solve his creative and design tasks at a high level.The format of studying the discipline: blended using the online course "History of Design" https://openedu.ru/course/hse/HISDES /. Lectures online - on the National Open Education Platform
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История и теория искусства» являются структурирование представлений студентов об истории и теории различных областей искусства и дизайна, совершенствование навыков анализа произведений художественной культуры и тенденций ее развития, овладение профессиональной терминологией. Знание истории и теории искусства и дизайна является фундаментом, необходимым специалисту-практику для решения его творческих и проектных задач на высоком уровне.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты изучат темы охватывающие базовую модель психики и её применение для разработки коммуникаций, а также основные закономерности зрительного восприятия в дизайне.
  • знают ключевые этапы развития мировой истории современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства.
  • студенты изучают различные технологии создания визуальных эффектов в кино и их роль в создании художественного образа фильма
  • студенты получают системное представление об эволюции массовой культуры
  • студенты получают фундаментальные представления об истории графического дизайна, об основных школах и ведущих авторах
  • студенты узнают об истории книги, о различных форматах изданий и их особенностях, о книжном дизайне
  • студенты учатся анализировать эстетику спецэффектов в кинематографе
  • студенты учатся пониманию и анализу книги как художественного образа
  • студенты учатся системно анализировать произведения графического дизайна
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дизайн. Психология визуального восприятия и рекламного воздействия (часть 1)
  • Дизайн. Психология визуального восприятия и рекламного воздействия (часть 2)
  • Современное искусство (для магистров) (часть 1)
  • Современное искусство (для магистров) (часть 2)
  • Массовая культура (этап 1)
  • Массовая культура (этап 2)
  • Массовая культура (этап 3)
  • Массовая культура (этап 4)
  • История графического дизайна (часть 1)
  • История графического дизайна (этап 2)
  • История книги (этап 1)
  • История книги (этап 2)
  • История спецэффектов (часть 1)
  • История спецэффектов (часть 2)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Объем: 3-5 страницы А4, шрифт 12, интерлиньяж 1,5, поля 1,5 Загружать: вот в эту папку гугл.док https://drive.google.com/drive/folders/15Cl1J-po0joNI9DbgNC3EooC_G5Zv7kz?usp=sharing Внутри этой папки нужно обязательно выбрать подпапку, соответственно тому, в каком четвертьпотоке вы были на очных лекциях по истории искусства (среди или четверг) Подписывать работу нужно следующим образом: Фамилия_группа_тема эссе Фамилия пишется строго и обязательно НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Темы (на выбор студента) : 1. Общество модерна и современность 2. Личность, субъект и идентичность 3. Противоречивость феномена Просвещения 4. Интеллигенция: развитие образа интеллектуала в 19-20 вв. 5. Место современного искусства в культурном процессе и его отличия от классического искусства 6. Феномен университета: его история, функции и роль в современной культуре 7. Общество потребления в 20 и 21 вв. 8. Основные тренды в современном культурном процессе в России 9. Массовая культура и ее взаимоотношения с современным искусством 10. Эволюция средств массовой информации и их роль в культуре 11. «Корпоративизация» культуры 12. Постмодернизм как состояние общества и как культурная ситуация. Искусство постмодерна 13. Феномен культурной политики, его возникновение и развитие 14. Понятие «культурной дипломатии» и ее модели 15. Кибернетика и Big data в контексте современной культуры
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Письменное задание
    Формат письменной работы регламентируется преподавателем и может представлять собой реферат, эссе, визуальное исследование, аналитическую работу. В каждом полугодии предполагается выполнение одной домашней работы.
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0,25*тест №1 + 0,25*тест №2 + 0,25*посещаемость + 0,25*домашнее задание
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0,15*посещаемость+0,30*активность+0,55*письменное задание
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0,15*посещаемость+0,30*активность+0,55*письменное задание
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0,15*посещаемость+0,30*активность+0,55*письменное задание
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0,15*посещаемость+0,30*активность+0,55*письменное задание
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0,15*посещаемость+0,30*активность+0,55*письменное задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Барабанщиков В. А. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 184с. - ISBN: 978-5-534-07433-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-psihologiya-vospriyatiya-423081
  • ЕРШОВА ЭЛЬВИРА БОРИСОВНА, & ВЕСЕЛОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2015). Русский Авангард В Первой Четверти Хх Века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.414F51BA
  • Курушин В.Д. - Дизайн и реклама: от теории к практике - Издательство "ДМК Пресс" - 2017 - ISBN: 978-5-97060-553-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97360
  • Мариевская Н.Е. - Время в кино - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2015 - ISBN: 978-5-89826-439-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77247
  • Учёнова, В.В. История рекламы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью» / В.В. Учёнова, Н.В. Старых. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 495 с. - ISBN 978-5-238-01462-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1025592
  • Чернатони, Л. Брендинг. Как создать мощный бренд : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080111 «Маркетинг», 080300 «Коммерция», 070801 «Реклама» / Лесли де Чернатони, Малькольм МакДональд ; пред. и пер. с англ. Б.Л. Ерёмина. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 с. — (Зарубежный учебник). - ISBN 5-238-00894-5. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1039965
  • Эйнштейн Мара - Реклама под прикрытием: Нативная реклама, контент-маркетинг и тайный мир продвижения в интернете - Альпина Паблишер - 2017 - ISBN: 9785961447446 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/12342

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Барабанщиков В.А. - Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса - ООО "Когито-центр" - 2006 - ISBN: 5-89353-194-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109150
  • Курушин В.Д. - Графический дизайн и реклама - Издательство "ДМК Пресс" - 2008 - ISBN: 5-94074-087-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1103
  • Романычева Э.Т., Яцюк О.Г. - Дизайн и реклама. Компьютерные технологии: Справочное и практическое руководство - Издательство "ДМК Пресс" - 2006 - ISBN: 5-89818-034-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1102
  • Социальная реклама: конструирование эффективного взаимодействия с целевой аудиторией : монография / С.Б. Калмыков, Н.П. Пашин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 229 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/23289. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003011
  • Социальная реклама: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью» / Л.М. Дмитриева [и др.] ; под ред. Л.М. Дмитриевой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 271 с. — (Серия «Азбука рекламы»). - ISBN 978-5-238-01544-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028857
  • Ткаченко, Н.В. Креативная реклама. Технологии проектирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама» / Н.В. Ткаченко, О.Н. Ткаченко ; под ред. Л.М. Дмитриевой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 335 с. — (Серия «Азбука рекламы»). - ISBN 978-5-238-01568-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028594
  • Философов Д. В. - СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И КОЛОКОЛЬНЯ СВЯТОГО МАРКА. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 400с. - ISBN: 978-5-534-10867-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennoe-iskusstvo-i-kolokolnya-svyatogo-marka-izbrannye-stati-431700
  • Чумиков А.Н. - Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2016 - ISBN: 978-5-7567-0819-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97267