• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Теория языка

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 234

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина знакомит с историей и современным состоянием основных разделов современной теоретической лингвистики — фонетики и фонологии, морфологии, синтаксиса, семантики. Она включает в себя следующие поддисциплины, преподаваемые на протяжении всего обучения в бакалавриате: • Фонетика и фонология • Морфология • Синтаксис • Семантика • Диахроническая лингвистика • Языковые процессы и лингвистические теории
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание основных проблем и методов теоретической лингвистики
  • Умение применять полученные знания при лингвистическом анализе как в научно-исследовательской деятельности, так и в рамках прикладных задач по лингвистическому обеспечению автоматических систем обработки текстов
  • Овладение основными понятиями лингвистического анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и помнит определение слоговых границ конкретного слова
  • Знает морфологические техники
  • Знает различие между лексемой и словоформой
  • Знает различие между фонемой, звуком, звукотипом
  • Знать, как охарактеризовать распространенные типы субстантивного словообразования
  • Может дать определение и описать типы редупликации
  • Может дать определение и привести примеры гетероклитности
  • Может дать определение “трансфикса”
  • Может дать примеры неполной интеграции клитик
  • Может описать типы дистрибуции алломорфов
  • Может охарактеризовать особенности понятия слово в полисинтетическом языке
  • Может охарактеризовать распространенные типы субстантивного словообразования
  • Умеет дать артикуляционную характеристику конкретному звуку
  • Умеет дать определение и привести примеры гетероклитности
  • Умеет дать определение “акустических ключей” звука
  • Умеет описать типы интонационных контуров конкретного высказывания
  • Умеет определить слово по динамической спектрограмме
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Звуковые средства языка
  • Артикуляционная фонетика
  • Акустическая фонетика
  • Перцептивная фонетика
  • Слог
  • Фразовая и словесная просодия
  • Фонология
  • Фонетическая типология
  • Лексема и словоформа
  • Клитики
  • Слово
  • Позиционная типология морфем. Морфологические техники
  • Несегментная морфология и алломорфия
  • Алломорфия
  • Словоизменение
  • Словообразование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в смешанной устной и письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: возможность демонстрировать экран, микрофон, динамики. Для участия в экзамене студент обязан включить динамики и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: общаться друг с другом, использовать учебники. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться любым текстовым редактором. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие студента не более 60 минут, сопровождающееся предупреждением экзаменатора об отсутствии и его причинах по электронной почте. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие студента более 60 минут либо отсутствие студента более 30 минут без предупреждения и/или без объяснения, направленных экзаменатору по электронной почте заранее или в первой половине периода отсутствия. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Вопросы к экзамену вы-сылаются студентам не позже, чем за 2 недели до экзамена. Итоговая оценка может быть выше 8 только в случае решения дополнительных экзаме-национных задач; допуск к экзаменационным задачам обеспечивается выполнением экзамена-ционного задания
  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Вопросы из контрольных, по которым студент дал неудовлетворительные ответы, могут быть включены в экзамен на правах дополнительных вопросов.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Вопросы из контрольных, по которым студент дал неудовлетворительные ответы, могут быть включены в экзамен на правах дополнительных вопросов.
  • неблокирующий Домашние задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.29 * Контрольная работа 2 + 0.29 * Контрольная работа 1 + 0.32 * экзамен + 0.1 * Домашние задания
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    Автомат выставляется как среднее за оценки всего текущего контроля, но не более семи баллов При отказе от автомата либо при неудовлетворительной средней суммарной оценке за текущий контроль студент сдает экзамен. Оценка выше 8 возможна только при условии выполнения в ходе курса дополнительного задания по глоссированию, и только при решении дополнительных задач.
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0,37 * контрольная работа + 0,63 * домашнее задание (0.7 за задание).
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    контрольные работы по синтаксису * 0.4 + экзамен по синтаксису * 0.6
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    арифметическое среднее
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The Oxford handbook of linguistic typology, , 2011
  • Understanding morphology, Haspelmath, M., 2010
  • Understanding morphology, Haspelmath, M., 2013
  • Общая морфология : введение в проблематику, учебное пособие, 4-е изд., 383 с., Плунгян, В. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Малышева, Е. Г. Фонетика : учебное пособие / Е. Г. Малышева, О. С. Рогалева. — Москва : ФЛИНТА, 2012. — 64 с. — ISBN 978-5-9765-1249-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/13021 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Общая фонетика : учебник для вузов, Кодзасов, С. В., 2001