• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Психология личности и индивидуальных различий

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления майнор, изучающих дисциплину «Психология личности и индивидуальных различий». Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Иметь представление о психологии личности как науке • Иметь представление об индивидуальности человека • Владеть навыками обобщения информации на разных уровнях • Иметь навыки поиска и анализа научной литературы, реферирования нужных источников, их сопоставления и критического анализа. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении остальных дисциплин майнора «Психология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений об основных факторах развития индивидуальности.
  • Усвоение знаний о структуре индивидуальности и тех взаимосвязях, которые существуют между ее различными уровнями.
  • Формирование навыков реализации индивидуального подхода в коммуникациях различного содержания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает классические факторные теории (Г. Айзенк, Р. Кеттелл). Осведомлен о содержании Пятифакторной модели и ее вариаций (Альтернативной Большой пятерки, HEXACO). Знает исследования отдельных черт личности (Темной триады, Двухфакторной и Однофакторной моделей).
  • Знает концепции морального развития личности (Л. Кольберг, К. Гиллиган). Знаком с теорией ценностей Ш. Шварца. Осведомлен об исследованиях добродетелей и достоинств.
  • Знает типологии характера (А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса – Р. ЛеСенна). Знает акцентуации характера. Знает некоторые направления патологического развития характера (неврозы и психозы).
  • Знает факторные теории интеллектуальных способностей. Знает теории множественных интеллектов (Г. Гарднер, Р. Стернберг, Д. Холл). Знает теорию мудрости (П. Бальтес).
  • Имеет представление о специфике психологических фактов. Имеет представление о валидности, репрезентативности, надежности. Знаком с классификациями психологических методов
  • Понимает отличия номотетического и идиографического подходов в психологии. Знает принципы психологического познания. Знает этапы развития психологии индивидуальных различий
  • Понимает, что такое стилевые характеристики индивидуальности. Осведомлен о том, что собой представляет Я-концепция личности. Знаком с понятием нарративной идентичности.
  • Представляет структуру индивидуальности. Знаком с теориями, описывающими отношения между биологическими основами и содержательными качествами индивидуальности.
  • Различает теоретические и эмпирические типологии личности. Знает аналитическую типологию личности (К.Г. Юнг). Знает современные прикладные и клинические типологии личности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет психологии индивидуальных различий
  • Тема 2. Методы изучения личности и индивидуальности
  • Тема 11. Теории личности
  • Тема 3. Факторы развития индивидуальности и ее структура
  • Тема 4. Индивидные свойства: темперамент и асимметрия полушарий головного мозга
  • Тема 5 Психология характера
  • Тема 8. Психология способностей
  • Тема 6. Типологический подход к индивидуальности
  • Тема 7. Черты личности: свойства, теории, приложения
  • Тема 9. Духовно-мировоззренческие аспекты индивидуальности
  • Тема 10. Интегративные характеристики индивидуальности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Работа на занятиях складывается из нескольких составляющих/активностей. Выступление по вопросам семинара должно продолжаться не более 10 минут, быть подкреплено презентацией. Выступление готовится по нескольким источникам отечественным или зарубежным (монографии, учебники, статьи в журналах, материалы научных конференций). Список тем для докладов предлагаются для выбора студентом в течение первых двух недель обучения. Оценка за выступление может принимать значения от 0 до 10. Доклад не может быть заменен презентацией, присланной преподавателю по почте (за исключением особых форс-мажорных обстоятельств, значимость которых оценивает преподаватель). 0 баллов – студент не участвует ни в каких обсуждениях, присутствует формально 1–3 балла – 1–2 активности, включение в обсуждение на семинарских занятиях, 4–5 баллов – 3–4 активности, включение в обсуждение на семинарских занятиях 6–7 баллов – 5–6 активностей за все, включение в обсуждение на семинарских занятиях, делает доклад 8 баллов – выступал и комментировал по теме на всех семинарах, при выступлении использовал визуализацию. 9 баллов - комментарии, аргументация в рамках обсуждаемых вопросов на всех семинарах, выступление с докладом. 10 баллов – комментарии, аргументация в рамках обсуждаемых вопросов на всех семинарах, выступление с сообщением (докладом, презентацией, постером например о прочитанной книге, новом исследовании и т.п. по согласованию с преподавателем).
  • неблокирующий Тест на ДО
    Все 9 тестов с положительным баллом каждый (4 и выше) представляют собой условие допуска к остальным видам контроля. Таким образом, без прохождения этих тестов изучение дисциплины зачитываться не будет, и окончательная оценка тоже не будет выставлена.
  • неблокирующий Тест
    4 теста включают каждый по 10 вопросов. Каждый из тестов оценивается по 10-балльной шкале. Тест 1 оценивает знания студентов по темам 1-3, тест 2 - по темам 4-5, тест 3 - по темам 6-7, тест 4 - по темам 8-9. 1-8 вопросы - это от 1-8 баллов (по баллу за вопрос) 9-10 вопросы - вопросы с утяжелением для получения 9 или 10 баллов На выполнение теста у вас будет 15 минут. Результаты прохождения теста вы узнаете на следующем занятии. Тест состоит из 10 вопросов. Вопросы 1-8 содержат 1 вариант ответа. Вопрос 9 имеет множественный выбор. Вопрос 10 - требует развёрнутого содержательного ответа с объяснением.
  • неблокирующий Групповой доклад
    Групповой доклад по теориям личности проводится по следующему плану: 1) Суть теории, ключевые понятия. 2) Исследования, эксперименты, современное состояние в исследованиях и практике. 3) Пример ситуации для анализа другими студентами (с точки зрения данной теории личности) 4) 5 вопросов аудитории для закрепления материала: сделать мини-тест для группы на платформе kahoot (https://kahoot.com/), google form (https://www.google.ru/forms/about/) и /или другие ресурсы 5) Рекомендуемые источники (публикации, видео, подкасты и т.д.) Правила подготовки и выступления: 1) Доклад по теме готовит группа из 2-4 человек. 2) Один студент может участвовать в только в одной мини-группе и готовит одну тему. 3) Продолжительность выступления до 20 минут. 4) Все участники группы должны принять участие в докладе. 5) Выступление готовится по плану, представленному ниже. 6) В докладе полностью раскрыта тема. 7) Кейс, ситуация для анализа – подобрана исходя из тематики. 8) Должны быть распределены и озвучены все темы.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в виде теста по всей дисциплине и включает 50 вопросов.
  • неблокирующий Факультативная работа
    Факультативное задание в виде самостоятельной работы включает в себя знакомство с современными диагностическими методиками, направленными на изучение разных уровней индивидуальности, в виде заполнения батареи методик. Продолжительность выполнения – примерно 30-50 минут, в удаленном режиме, без ограничения времени. Факультативная работа должна быть выполнена за неделю до последнего занятия.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Оокончат=0,1*Отест1 + 0,1*Отест2 + 0,1*Отест3 + 0,1*Отест4 +0,2*Огрупп доклад+0,2*Оактивн+ 0,2*Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2002
  • Марютина, Т. М.  Дифференциальная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. М. Марютина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05145-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432839 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Марютина, Т. М.  Дифференциальная психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. М. Марютина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05928-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441862 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Нартова-Бочавер, С. К.  Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 262 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06161-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438128 (дата обращения: 28.08.2023).
  • О проблемах современного человекознания, Ананьев, Б. Г., 2001
  • Психогенетика. Т.1: ., Малых, С. Б., 2008
  • Психогенетика. Т.2: ., Малых, С. Б., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в психологию труда : учебник для вузов, Климов, Е. А., 2004
  • Машков, В.Н. Дифференциальная психология человека : учебное пособие / В.Н. Машков. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 288 с. — (Учебное пособие). - ISBN 978-5-388-00145-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055261 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055261
  • Психологическое тестирование, Анастази, А., 2002
  • Реан, А.А. Психология личности : учебное пособие / А.А. Реан. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 288 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-00226-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055341 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055341
  • Человек в ситуации неопределенности, Зинченко, В. П., 2007

Авторы

  • Нартова-Бочавер Софья Кимовна
  • Иванова Анна Александровна
  • Измагурова Виктория Леонидовна
  • Казанков Виталий Игоревич