• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Научно-исследовательский семинар "Методы исследования в образовании"

Статус: Курс обязательный (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Горбунова Елена Васильевна, Лытаева Мария Александровна, Юрченко Олеся Викторовна
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Специалисты в области образования должны владеть основными методами исследования. Данная дисциплина позволяет овладеть качественными и количественными методами сбора и обработки данных. В процессе изучения методов студенты смогут применить их не только для проведения своего исследования, но и для решения профессиональных задач, с которыми сталкиваются в процессе работы в качестве учителей или педагогических дизайнеров. Кроме того студенты смогут научиться использовать результаты исследований, опубликованных в научных статьях, для повышения качества своей работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладеть количественными и качественными методами сбора и обработки данных, используемых в исследованиях в области образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разрабатывает программу исследования
  • 1. различает основные типы исследовательских дизайнов
  • 4. описывает выборку исследования
  • Применяет методики сбора качественных или количественных эмпирических данных, проводит анализ этих данных и интерпретирует результаты
  • Обосновывает выбор метода наблюдения (или case-study) в соответствии с поставленной исследовательской задачей; умеет анализировать образовательное пространство по предложенной схеме.
  • Использует знания о методах на практике для описания и объяснения происходящих событий и процессов в образовании
  • Разрабатывает научно-обоснованные критерии оценки учебных материалов, анализирует их и делает выводы на основе анализа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как спланировать научное исследование?
  • Сбор данных в качественном исследовании (глубинные интервью, фокус-группы)
  • Метод наблюдения в качественном исследовании (в том числе как один из способов проанализировать образовательное пространство школьника)
  • Анализ качественных эмпирических данных и представление результатов исследования
  • Сбор данных для количественного исследования. Отбор респондентов
  • Проведение анализа количественных данных.
  • Анализ нормативных документов и учебных материалов
  • Как представить результаты научного исследования?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Качественные методы
    Можно выбрать один из двух вариантов. Вариант 1. Сформулировать исследовательский вопрос (он может затрагивать любой интересующий аспект в образовании), описать тему, объект и предмет. Составить сценарий гайда и провести не менее трех глубинных интервью. Провести анализ полученной в интервью информации и сделать выводы. Провести саморефлексию о проделанной работе. Вариант 2. Сформулировать исследовательский вопрос (он может затрагивать любой интересующий аспект в образовании), описать тему, объект и предмет. Выбрать методику наблюдения из предложенных на курсе или свою. Провести наблюдение в классе/досуговой организации и зафиксировать его результаты. Провести анализ собранной информации и сделать выводы. Провести саморефлексию о проделанной работе.
  • неблокирующий Количественные методы
    Сделать расчеты описательной статистики, коэффициента корреляции и среднего значения на основе предложенной преподавателем базы данных, оформить их в соответствии с требованиями и проинтерпретировать.
  • неблокирующий Анализ нормативных документов или учебных материалов
    Выбрать нормативные документы или учебные материалы / учебник. Сформулировать исследовательский вопрос (ИВ) и критерии анализа с научным обоснованием. Провести анализ (количественный или качественный) и сделать выводы, которые позволяют дать ответ на ИВ.
  • неблокирующий Презентация итогового проекта
    Представить программу и инструментарий своего исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Анализ нормативных документов или учебных материалов + 0.2 * Качественные методы + 0.2 * Количественные методы + 0.4 * Презентация итогового проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Белановский С.А. - Глубокое интервью и фокус-группы - НИЦ ИНФРА-М - 2019 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=344899
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Радаев В. В. - Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил - 5-7598-0102-3 - Москва: ВШЭ - 2001 - 352970 - https://ibooks.ru/bookshelf/352970/reading - iBOOKS
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS : учеб. пособие для вузов, Крыштановский, А. О., 2006
  • Гельфман, Э. Г.  Психодидактика школьного учебника : учебное пособие для вузов / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 328 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06481-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516244 (дата обращения: 28.08.2023).