• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Психо- и нейролингвистика

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 148

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой всесторонний базовый курс по психо- и нейролингвистике. Он будет состоять из пяти тем, освоение которых даст студентам необходимые знания и навыки для чтения психо- и нейролингвистической литературы и проведения собственных исследований. 1) Общие методологические основы экспериментальной науки; 2) Обзор современных психо- и нейролингвистических исследованиях, посвящённых различным языковым уровням; 3) Статистический анализ и обработка экспериментальных данных в R; 4) Основы нейроанатомии, нейрофизиологии, методов нейронаук; 5) Поведенческие методы на примере исследований билингвизма.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование критического мышления, навыков поиска и осмысления научной информации, интерпретации научных статей и дизайна исследований, преимущественно в области психо- и нейролингвистики
  • Ознакомление студентов с современными психолингвистическими теориями, арсеналом методов психо- и нейролингвистики, знаниями о нейроанатомии и основами статистической обработки экспериментальных данных
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Оценивать надежность и валидность исследования в области психо- и нейролингвистики
  • Выбирать подходящую измерительную шкалу и метод для исследования в области психо- и нейролингвистики
  • Интерпретировать результаты исследований в области психо- и нейролингвистики, определять зависимые, независимые и побочные переменные
  • Загружать экспериментальные данные в пространство R, читать, объединять файлы.
  • Отличать зависимую и независимые переменные
  • Вычислять среднее, медиану, размах, стандартное отклонение выборки
  • Описывать основные принципы и особенности микро- и макростроения структур ЦНС, их отличие от организации других систем и органов.
  • Выделять сходства и различия в тканевой и клеточной организации спинного и головного мозга, их основные отделы и структуры.
  • Объяснять принципы передачи нервного сигнала, общие для центральной и периферической нервной систем.
  • Классифицировать типы клеток центральной и периферической нервной систем.
  • Описывать эмбриологическое происхождение основных структур мозга.
  • Описывать связь между эмбриологическим развитием и функциональными характеристиками структур мозга.
  • Определять основные структуры мозга на различных изображениях.
  • Выделять сходства и различия в иерархической организации сенсорных систем от микро- до макроуровня.
  • Описывать взаимосвязь между различными структурами мозга с высшими психическими функциями.
  • Объяснять анатомическую и функциональную взаимосвязь между различными структурами мозга и их связь с высшими психическими функциями.
  • Выбирать наиболее подходящий метод психо- и нейролингвистики в соответствии с целями исследования.
  • Выбирать подходящую измерительную шкалу и метод для исследования в области психо- и нейролингвистики.
  • Получить общее представление об электрофизиологических методах: ЭЭГ и МЭГ.
  • Определять возможные ограничения исследования при использовании конкретного метода психо- и нейролингвистики.
  • Анализировать данные ЭЭГ и МЭГ: анализ вызванных потенциалов, временно-частотный анализ.
  • Моделировать полный цикл психо- и нейролингвистического эксперимента.
  • Анализировать результаты экспериментов с применением VLSM и Lesion Network Mapping дизайнами.
  • Критически анализировать статьи о психо- и нейролингвистических исследованиях
  • Ориентироваться в современных представлениях о когнитивных и нейрональных основах порождения и понимания языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1 Экспериментальная методология - Принципы построения исследования в психо- и нейролингвистике.
  • 1.2 Экспериментальная методология - Методы для оценки утверждений о частоте встречаемости явления.
  • 1.3 Экспериментальная методология - Методы для оценки ассоциативных утверждений.
  • 1.4 Экспериментальная методология - Методы для оценки утверждений, устанавливающих причинно-следственные связи.
  • 1.5 Экспериментальная методология - Расставление приоритетов в исследованиях.
  • 2.1 Психолингвистика - Фонологический уровень языковой обработки
  • 2.2 Психолингвистика - Морфологический уровень языковой обработки
  • 2.3 Психолингвистика - Лексико-семантический уровень языковой обработки
  • 2.4 Психолингвистика - Синтаксический уровень языковой обработки
  • 2.5 Психолингвистика - Дискурсивный уровень языковой обработки
  • 2.6 Психолингвистика - Чтение и письмо
  • 2.7 Психолингвистика - Связь речи с иными когнитивными функциями
  • 3.1 Введение в нейролингвистику - Введение в нейроанатомию для нейролингвиста
  • 3.2 Введение в нейролингвистику - Структурная нейроанатомия.
  • 3.3 Введение в нейролингвистику - Функциональная нейроанатомия.
  • 3.4 Введение в нейролингвистику - Обзор методов нейролингвистики
  • 3.5 Введение в нейролингвистику - Методы нейролингвистики: электрофизиологические методы
  • 3.6 Введение в нейролингвистику - Методы нейролингвистики: активационные методы
  • 3.7 Введение в нейролингвистику - Методы нейролингвистики: клинико-патологические методы
  • 3.8 Введение в нейролингвистику - Язык в мозге: обзор
  • 4.1 Статистический анализ экспериментальных данных - Начало работы с данными в R
  • 4.2 Статистический анализ экспериментальных данных - Визуализация данных. Описательная статистика
  • 4.3 Статистический анализ экспериментальных данных - Аналитическая статистика
  • 4.4 Статистический анализ экспериментальных данных - Статистическое моделирование: основы
  • 4.5 Статистический анализ экспериментальных данных - Линейные модели
  • 4.6 Статистический анализ экспериментальных данных - Регрессия
  • 4.7 Статистический анализ экспериментальных данных - Линейные модели с повторными измерениями.
  • 4.8 Статистический анализ экспериментальных данных - Смешанные линейные модели
  • 5.1 Поведенческие исследования и билингвизм- Билингвизм: основные понятия
  • 5.2 Поведенческие исследования и билингвизм- Билингвизм и когнитивное развитие
  • 5.3 Поведенческие исследования и билингвизм- Эксперименты с измерением скорости реакции
  • 5.4 Поведенческие исследования и билингвизм- Ментальный лексикон билингва
  • 5.5 Поведенческие исследования и билингвизм- Билингвизм и грамматика
  • 5.6 Поведенческие исследования и билингвизм- Билингвизм и дискурс
  • 5.7 Поведенческие исследования и билингвизм- Билингвизм в особых популяциях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экспериментальная методология: тесты
  • неблокирующий Экспериментальная методология: домашнее задание
  • неблокирующий Психолингвистика языковой обработки: тесты
  • неблокирующий Введение в нейролингвистику - тесты
  • неблокирующий Введение в нейролингвистику - презентации
  • неблокирующий Статистический анализ экспериментальных данных - тесты
  • неблокирующий Статистический анализ экспериментальных данных - домашнее задание
  • неблокирующий Поведенческие исследования и билингвизм - тесты
  • неблокирующий Поведенческие исследования и билингвизм - ДЗ
  • неблокирующий Поведенческие исследования и билингвизм - презентация
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Введение в нейролингвистику - презентации + 0.25 * Введение в нейролингвистику - тесты + 0.25 * Экспериментальная методология: домашнее задание + 0.25 * Экспериментальная методология: тесты
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.1 * Поведенческие исследования и билингвизм - ДЗ + 0.13 * Поведенческие исследования и билингвизм - презентация + 0.1 * Поведенческие исследования и билингвизм - тесты + 0.1 * Психолингвистика языковой обработки: тесты + 0.13 * Статистический анализ экспериментальных данных - домашнее задание + 0.11 * Статистический анализ экспериментальных данных - тесты + 0.33 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Annette M. B. de Groot, & Peter Hagoort. (2017). Research Methods in Psycholinguistics and the Neurobiology of Language : A Practical Guide. Wiley-Blackwell.
  • Bennett, M., Hatton, S., Hermens, D. F., & Lagopoulos, J. (2016). Behavior, Neuropsychology and fMRI. https://doi.org/10.1016/j.pneurobio.2016.07.001
  • Donald L. Schomer, & Fernando Lopes da Silva. (2012). Niedermeyer’s Electroencephalography : Basic Principles, Clinical Applications, and Related Fields. [N.p.]: LWW. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2017668
  • Edson Amaro Jr. A, & Gareth J. Barker A. (2005). Study design in fMRI: Basic principles. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89C26522
  • Field, A. V. (DE-588)128714581, (DE-627)378310763, (DE-576)186310501, aut. (2012). Discovering statistics using R Andy Field, Jeremy Miles, Zoë Field.
  • Field, A. V. (DE-588)128714581, (DE-627)378310763, (DE-576)186310501, aut. (2012). Discovering statistics using R Andy Field, Jeremy Miles, Zoë Field. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.363067604
  • Gernsbacher, M. A., & Traxler, M. J. (2006). Handbook of Psycholinguistics (Vol. 2nd ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=187294
  • Hari, R., & Salmelin, R. (2012). Magnetoencephalography: From SQUIDs to neuroscience: Neuroimage 20th Anniversary Special Edition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7050C50
  • Mariani, J. (2009). Language and Speech Processing. London, UK: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=310778
  • Navarro, D. (2018). Learning Statistics with R : A tutorial for psychology students and other beginners. Open Textbook Library.
  • Neuroanatomy through clinical cases, Blumenfeld, H., 2010
  • Price, C. J. (2010). The anatomy of language: a review of 100 fMRI studies published in 2009. Annals of the New York Academy of Sciences, 1191(1), 62–88. https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.2010.05444.x
  • R for data science : import, tidy, transform, visualize, and model data, Wickham, H., 2017
  • Small, S. L., & Hickok, G. (2016). Neurobiology of Language. Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1053002
  • Stefan Th. Gries. (2021). Statistics for Linguistics with R : A Practical Introduction: Vol. 3rd edition. De Gruyter Mouton.
  • Steven J. Luck, Geoffrey F. Woodman, & Edward K. Vogel. (n.d.). Review Luck et al. – ERP studies of attention Event-related potential.
  • Traxler, M. J. (2012). Introduction to Psycholinguistics : Understanding Language Science. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398618
  • Wickham, H., & Grolemund, G. (2016). R for Data Science : Import, Tidy, Transform, Visualize, and Model Data (Vol. First edition). Sebastopol, CA: Reilly - O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1440131
  • Мозг, познание, разум. Ч.1: ., Баарс, Б., 2016
  • Мозг, познание, разум. Ч.2: ., Баарс, Б., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Atlas of human brain connections, Catani, M., 2015
  • Atlas of neuroanatomy for communication science and disorders, , 2012
  • Baars, B. J., & Gage, N. M. (2010). Cognition, Brain, and Consciousness : Introduction to Cognitive Neuroscience (Vol. 2nd ed). Burlington, MA: Elsevier Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=320761
  • Bijsterbosch, J., Smith, S. M., & Beckmann, C. F. (2017). Introduction to Resting State FMRI Functional Connectivity. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1528951
  • Cognitive neuroscience : the biology of the mind, Gazzaniga, M. S., 2014
  • David Poeppel, George R. Mangun, & Michael S. Gazzaniga. (2020). The Cognitive Neurosciences: Vol. 6th ed. The MIT Press.
  • Functional magnetic resonance imaging, Huettel, S. A., 2014
  • Fundamental neuroscience, , 2013
  • Gerard Guthrie. (2010). Basic Research Methods : An Entry to Social Science Research. Sage Publications Pvt. Ltd.
  • Handbook of the neuroscience of language, , 2010
  • Ilmoniemi, R., & Sarvas, J. (2019). Brain Signals : Physics and Mathematics of MEG and EEG. Cambridge: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2118154
  • Linda Bozzo. (2019). Brain and Behavior. [N.p.]: Britannica Digital Learning. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2089262
  • Luck, S. J. (2014). An Introduction to the Event-Related Potential Technique (Vol. Second edition). Cambridge, Massachusetts: A Bradford Book. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=798344
  • Neuroscience, , 2019
  • Niedermeyer's electroencephalography : basic principles, clinical applications, and related fields, Schomer, D. L., 2011
  • Research methods for cognitive neuroscience, Newman, A. J., 2019
  • Research methods in psychology : evaluating a world of information, Morling, B., 2018