• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Психология личности и индивидуальных различий

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Онлайн-часы: 32
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Данная программа разработана для слушателей майнора "Психология". Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления майнор , изучающих дисциплину «Психология личности и индивидуальных различий». Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении остальных дисциплин майнора «Психология». В курсе рассматривается несколько центральных вопросов. 1. Изучается проблема личности как центрального понятия дифференциальной психологии. 2. Изучается роль таких важных сопутствующих конструктов как темперамент и характер. 3. Изучается проблема индивидуальной вариативности к ментальной эффективности, в первую очередь - в интеллекте. 4. Изучаются индивидуальные различия в ключевых сферах социальной жизни человека.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений о личности в системе наук о человеке.
  • формирование представлений об основных факторах развития личности и индивидуальности;
  • усвоение знаний о структуре индивидуальности и тех взаимосвязях, которые существуют между ее различными уровнями;
  • формирование навыков реализации индивидуального подхода в коммуникациях различного содержания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать особенности методологии современной психологии личности и индивидуальных различий, владеть терминологией зарубежной и отечественной психологии индивидуальности, специфику коммуникации с учетом индивидуальных различий, идентифицировать гендерные и типологические особенности человека.
  • Владеть методологией обоснования и изучения индивидуально-личностных качеств, оценивать пригодность диагностических приемов и методов, оценивать риски и ресурсы развития индивидуальности.
  • Иметь навыки выработки рекомендаций относительно дружественной среды для развития личности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 Предмет психологии индивидуальных различий
  • Тема 2 Методы изучения личности и индивидуальности
  • Тема 3 Теории личности
  • Тема 4 Факторы развития индивидуальности. Влияние среды на индивидуальность человека
  • Тема 5 Структура индивидуальности
  • Тема 6 Индивидные свойства: асимметрия полушарий, психология темперамента
  • Тема 7 Психология характера
  • Тема 8 Психология способностей
  • Тема 9 Типологический подход к индивидуальности
  • Тема 10. Черты личности: свойства, теории, приложения
  • Тема 11 Духовно-мировоззренческие аспекты индивидуальности
  • Тема 12 Интегральные характеристики индивидуальности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Работа на занятиях складывается из нескольких составляющих/активностей. Выступление по вопросам семинара должно продолжаться не более 10 минут, быть подкреплено презентацией. Выступление готовится по нескольким источникам отечественным или зарубежным (монографии, учебники, статьи в журналах, материалы научных конференций). Список тем для докладов предлагаются для выбора студентом в течение первых двух недель обучения. Оценка за выступление может принимать значения от 0 до 10. Доклад не может быть заменен презентацией, присланной преподавателю по почте (за исключением особых форс-мажорных обстоятельств, значимость которых оценивает преподаватель). 0 баллов – студент не участвует ни в каких обсуждениях, присутствует формально 1–3 балла – 1–2 активности, включение в обсуждение на семинарских занятиях, 4–5 баллов – 3–4 активности, включение в обсуждение на семинарских занятиях 6–7 баллов – 5–6 активностей за все, включение в обсуждение на семинарских занятиях, делает доклад 8 баллов – выступал и комментировал по теме на всех семинарах, при выступлении использовал визуализацию. 9 баллов - комментарии, аргументация в рамках обсуждаемых вопросов на всех семинарах, выступление с докладом. 10 баллов – комментарии, аргументация в рамках обсуждаемых вопросов на всех семинарах, выступление с сообщением (докладом, презентацией, постером например о прочитанной книге, новом исследовании и т.п. по согласованию с преподавателем).
  • неблокирующий Тест на ДО
    Все 9 тестов с положительным баллом каждый (4 и выше) представляют собой условие допуска к остальным видам контроля. Таким образом, без прохождения этих тестов изучение дисциплины зачитываться не будет, и окончательная оценка тоже не будет выставлена.
  • неблокирующий Тест
    4 теста включают каждый по 10 вопросов. Каждый из тестов оценивается по 10-балльной шкале. Тест 1 оценивает знания студентов по темам 1-3, тест 2 - по темам 4-5, тест 3 - по темам 6-7, тест 4 - по темам 8-9. 1-8 вопросы - это от 1-8 баллов (по баллу за вопрос) 9-10 вопросы - вопросы с утяжелением для получения 9 или 10 баллов На выполнение теста у вас будет 15 минут. Результаты прохождения теста вы узнаете на следующем занятии. Тест состоит из 10 вопросов. Вопросы 1-8 содержат 1 вариант ответа. Вопрос 9 имеет множественный выбор. Вопрос 10 - требует развёрнутого содержательного ответа с объяснением.
  • неблокирующий Групповой доклад
    Групповой доклад по теориям личности проводится по следующему плану: 1) Суть теории, ключевые понятия. 2) Исследования, эксперименты, современное состояние в исследованиях и практике. 3) Пример ситуации для анализа другими студентами (с точки зрения данной теории личности) 4) 5 вопросов аудитории для закрепления материала: сделать мини-тест для группы на платформе kahoot (https://kahoot.com/), google form (https://www.google.ru/forms/about/) и /или другие ресурсы 5) Рекомендуемые источники (публикации, видео, подкасты и т.д.) Правила подготовки и выступления: 1) Доклад по теме готовит группа из 2-4 человек. 2) Один студент может участвовать в только в одной мини-группе и готовит одну тему. 3) Продолжительность выступления до 20 минут. 4) Все участники группы должны принять участие в докладе. 5) Выступление готовится по плану, представленному ниже. 6) В докладе полностью раскрыта тема. 7) Кейс, ситуация для анализа – подобрана исходя из тематики. 8) Должны быть распределены и озвучены все темы.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в виде теста по всей дисциплине и включает 50 вопросов.
  • неблокирующий Факультативная работа
    Факультативное задание в виде самостоятельной работы включает в себя знакомство с современными диагностическими методиками, направленными на изучение разных уровней индивидуальности, в виде заполнения батареи методик. Продолжительность выполнения – примерно 30-50 минут, в удаленном режиме, без ограничения времени. Факультативная работа должна быть выполнена за неделю до последнего занятия.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Оокончат=0,1*Отест1 + 0,1*Отест2 + 0,1*Отест3 + 0,1*Отест4 +0,2*Огрупп доклад+0,2*Оактивн+ 0,2*Оэкз

Авторы

  • Самыкина Наталья Юрьевна
  • Медников Степан Викторович
  • Нартова-Бочавер Софья Кимовна
  • Львова Елена Николаевна
  • Козлов Дмитрий Дмитриевич
  • Ивченко Елена Анатольевна
  • Климочкина Анастасия Юрьевна