Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

Фактчекинг: ухудшилось ли качество медицинской помощи сердечникам в 2022 году?

Фактчекинг: ухудшилось ли качество медицинской помощи сердечникам в 2022 году?

© iStock

В СМИ пишут, что в 2022 году Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) было выявлено 370 тысяч нарушений при оказании медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Основанием для такой информации послужила публикация в газете «Коммерсантъ» , в которой говорится, что в 2022 году выявлено нарушений при оказании медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями на треть больше, чем годом ранее, и почти на 40 тысяч больше, чем в допандемийном 2019 году.

Кроме чисто медицинских жалоб, пациенты сообщают о сложностях с записью к врачу, слишком долгом ожидании приема, необходимости платить за медпомощь, которая по закону должна быть бесплатной. По словам вице-президента ВСС Дмитрия Кузнецова, 2022 год стал для страховщиков рекордным по количеству нарушений, выявленных в рамках проводимых экспертиз по кардиологическому направлению.

Сердечно-сосудистые заболевания остаются одной из главных причин высокой преждевременной смертности россиян. Согласно статистике, наиболее распространенная причина смерти в России — болезни сердца и сосудов, на них в 2021 году пришлось 38% от всех случаев (всего за весь 2021 год умерло 2,4 млн человек). Самая опасная в группе сердечных заболеваний — ишемическая болезнь сердца, из-за которой происходит каждая пятая смерть в России.

Однако в Минздраве РФ опровергают рост числа нарушений при оказании медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Объемы оказания помощи таким пациентам увеличиваются, сообщили «РИА Новости» в пресс-службе Минздрава России.

«Так, по оперативным данным Федерального фонда ОМС, в 2022 году зафиксировано 338 174 нарушения при оказании медпомощи пациентам с болезнями системы кровообращения, что значительно меньше показателя 2019 года (477 тысяч нарушений) и примерно соответствует уровню 2020 года (331 тысяча)», — говорится в сообщении.

При этом для профилактики сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска уже третий год работает программа обеспечения их бесплатными лекарствами во время не только стационарного лечения, но и дальнейшего наблюдения и лечения в поликлинике. Программа началась в 2020 году, на бесплатные лекарства выделяется из федерального бюджета и направляется в регионы более 10 млрд рублей ежегодно.

«В 2020 году необходимыми лекарствами — современными антикоагулянтами, антиагрегантами, гиполипидемическими, гипотензивными и антиаритмическими препаратами — было обеспечено 450 тысяч человек, 82,9% от числа пациентов, состоящих под диспансерным наблюдением и имеющих право на лекарственное обеспечение. В 2021 году в программу вошли более 673 тысяч человек, а за 2022 год уже более 824 тысяч пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, получили бесплатные препараты. Охват терапией в 2021–2022 годах составил 94,3 и 93,8%», — сообщили в Минздраве «Российской газете».

Приводимая ВСС статистика может объясняться заинтересованностью страховщиков. В той же статье в издании «Коммерсантъ» журналисты приводят слова врача-кардиолога клиники «Чайка» Алексея Эрлиха. Он считает, что статистика предоставлена «финансово заинтересованными компаниями, взимающими с медучреждений штрафы в случае нарушения собственных стандартов оказания помощи, но не клинических рекомендаций». Эти две категории, по его словам, «не всегда совпадают». Из всех перечисленных страховщиками нарушений он выделяет ненаправление в вышестоящую медорганизацию.

Василий Власов

«Обеспечение качественной медицинской помощи в России является давней, застарелой проблемой. В последнее десятилетие ей уделяется много времени. Оценка качества оказания медицинской помощи страховыми организациями используется, поскольку они являются непосредственными плательщиками за оказываемую медицинскую помощь. К сожалению, эта система оценки работает не очень хорошо, в том числе потому, что в страховых организациях нет для этого опыта и кадров и в целом система является очень незрелой. Проблема качества оказания медицинской помощи действительно существует, но это естественный процесс, это очень сложная область деятельности, в которой без ошибок ничего не бывает», — считает профессор ВШЭ Василий Власов.