• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся десятый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»

8 февраля состоялся десятый семинар НУГ  «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города».

Состоялся десятый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»

Диана Королева научный руководитель Лаборатории инноваций в образовании и член Научно-учебной группы представила доклад  «Инновационный потенциал сотрудников образовательных организаций  в период турбулентности». 

В ходе семинара мы узнали, что инновационный капитал - это совокупность всего того, что способствует развитию и изменениям, необходимым для достижения инновационных результатов.

Из чего состоит инновационный капитал?

  1. Инновационная стратегия;
  2. Инновационная культура;
  3. Структура инновационной деятельности;
  4. Знания, которыми обладают сотрудники. 

Человеческий капитал - воплощен в человеке, неотделим от него, а также является источником будущего дохода, и/или удовлетворения будущих потребностей.

Характерные черты человеческого капитала

  1. Неотделимый от индивида;
  2. Некопируемый;
  3. Ценность может уменьшаться со временем, но возрастать и использованием;
  4. Работает только при правильном размещении в экономике.

После, было рассказано об эволюции взглядов на человеческий капитал:

  • В классической теории - глубокое знание конкретных школьных предметов и в еще большей степени на узкие профессиональные навыки, которые приобретены в университетах и на работе.
  • "Человеческий Капитал 2.0." позволяет не только приспосабливается к существующим институциям, но и трансформирует их, работает "впереди паровоза" по отношению к рынку труда, создает новые рабочие места.

Идея глобального человеческого капитала состоит в том, что образование должно отвечать будущим запросам рынка труда. Индекс измеряет способность людей всех возрастов приобретать, развивать и использовать навыки на протяжении всей их жизни.

После завершения доклада Диана Олеговна предложила слушателям на примере школы рассмотреть формирование человеческого капитала и задала вопрос: “Как школа формирует знания и навыки учеников”?

Один из слушателей привел пример классической модели преподавания - учитель преподносит материал урока школьникам, а те усваивают его или он задает домашнее задание, а ученики закрепляют пройденный материал, также он выделил ещё один тип занятий - это исследовательские проекты и доклады. Диана Олеговна подчеркнула, что исследования являются уже другим полем развития компетенций, которые выходят за рамки основного образовательного процесса и их можно отнести скорее к мягким навыкам. 

Анастасия Андреева выделила как одну из форм получения знаний задания/приложения-тренажеры, в которых усвоенный учеником материал повторяется несколько раз для более эффективного запоминания. Диана Олеговна сказала о том, что система “спиралеобразного” обучения (то есть усвоение знаний через повторение пройденного материала) характерна для российской системы школьного образования, за это она часто подвергается критике. При этом, со знаниями и навыками в школах России ситуация довольно хорошая. 

Далее беседа перешла к обсуждению формирования мягких навыков, был приведен пример с проектным обучением, который формирует такие навыки, как командная работа, креативность, критическое мышление и так далее. Еще один пример - создание выставки в школьном музее, в процессе создания которой дети развили как мягкие навыки, так и углубили свои знания. 

После участники семинара обсуждали развитие предпринимательских навыков и агентности, слушательница привела в пример Летнюю школу ВШЭ, посвященную данной теме.  При этом проактивности (то есть произрастание идей “снизу”) и её развития в нашей среде практически нет.

В заключение Диана Олеговна задала вопрос участникам НУГа: "Видят ли они формирование дружелюбной среды и человеческого капитала в образовании”? Они ответили, что тенденция к смягчению подходов, развитию навыков прослеживается, но не регулярно, а событийно и, как правило, всё зависит от отдельного педагога.