Инклюзивное образование в странах постсоветского пространства: по итогам международного опроса
20 октября в рамках VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы» была проведена панельная дискуссия «Инклюзивное образование в странах постсоветского пространства: по итогам международного опроса».
В ходе панельной дискуссии спикеры погрузили участников секции в специфику реализации инклюзивного образования в постсоветских странах (Армения, Кыргызстан), и рассказали о проблемах применения информационных технологий в инклюзивном образовании в контексте пандемии COVID-19.
Панельную дискуссию открыла Наталья Амелина, старший национальный специалист по проектам в области образования, руководитель отдела профессионального развития педагогов и сетевого взаимодействия Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Доклад Натальи Амелиной был посвящен возможностям использования информационных технологий в инклюзивном образовании. Поскольку пандемия коронавирусной инфекции коснулась каждой страны, внедрение в образование дистанционного обучения и информационных технологий стало общемировой тенденцией. Пандемия углубила существующее неравенство в образовании как на внутригосударственном уровне, так и на мировом, в результате чего наиболее уязвимыми группами оказались обучающиеся с особыми образовательными потребностями. Докладчик представил ряд рекомендаций для успешной реализации инклюзивного образования с использованием информационных технологий. Рекомендации были разработаны ЮНЕСКО на основе проведенных исследований.
Панельную дискуссию продолжила магистр социальной работы, независимый исследователь Рахат Орозова, с докладом "Инклюзивное образование в Кыргызстане: мифы и реальность". Представив законодательную повестку Кыргызстана в области развития инклюзии, Рахат Орозова продемонстрировала концепцию инклюзивного образования, которая реализуется в их стране. Одной из ключевых проблем реализации инклюзивного образования является пренебрежение комплексным подходом, при котором в процесс развития инклюзивного образования должны быть вовлечены не только учителя школ и родители детей с ООП, но и другие акторы (политики, СМИ, НПО, поставщики услуг (педагогические, социальные и медицинские работники) . Докладчик представила множество ключевых факторов, влияющих на успешную реализацию инклюзивного образования, рассмотрев их на уровне различных стейкхолдеров.
Заключительный доклад был представлен спикерами из Армении: директором Ереванской специальной школы № 17 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Вергине Есаян и учредителем Центра продолжительного образования «АРМАВ» Арменуи Авагян. Докладчики, представив нормативно-правовую базу и статистические показатели относительно реализации инклюзивного образования, познакомили с системой инклюзивного образования в Армении, подробно рассмотрев деятельность структурных подразделений и недостатки его осуществления: фокус на определенные группы учащихся с ООП; акцент на академических знаниях, пренебрежение функциональными навыками; отсутствие у учителей навыков владения/желания овладения новыми методами, техниками преподавания; игнорирование реализации инклюзии вне школы; низкая поддержка учителей/специалистов со стороны тьютеров/менторов. Они отметили, что Армения находится на стадии разрешения обозначенных проблем.
Панельная дискуссия объединила десятки человек: ученых, экспертов, исследователей, педагогов и представителей НКО, которые погрузились в эту важную проблему и поделились своим опытом.
Международная лаборатория исследований социальной интеграции: Стажер-исследователь