• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инклюзия детей и молодежи в постсоциалистических странах

9 февраля 2022 в Международной лаборатории исследований социальной интеграции прошел научный семинар, посвященный инклюзии детей и молодежи в постсоциалистических странах.

https://obzor.city/article/586411---komfortnaja-shkola-dlja-detej-s-autizmom.-kak-rabotaet-pervyj-inkljuzivnyj-proekt-v-tomske

https://obzor.city/article/586411---komfortnaja-shkola-dlja-detej-s-autizmom.-kak-rabotaet-pervyj-inkljuzivnyj-proekt-v-tomske

Никита Большаков (НИУ ВШЭ) и Чарли Уокер (Саутгемптонский университет) представили результаты исследования 'When We All Choose Inclusion, where Do We Go: The Comparison of Parental Satisfaction with Inclusive Education for Children with Special Educational Needs in Post-Soviet Countries». В качестве эмпирического материала использованы данные онлайн-опроса «Attitudes Towards Inclusive Education in Russia and Post-Socialist Countries», проведенного МЛ ИСИ при содействии коллег в странах постсоветского пространства. В опросе приняли участие учителя и родители детей, обучающихся в инклюзивных школах. Исследование проведено в различных регилонах россии, а также в Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Украине. Опрошенные преимущественно положительно относятся к инклюзивному образованию. Родители детей, имеющих инвалидность, как правило, настроены более позитивно по отношению к инклюзии. В то же время, почти во всех странах наблюдается большой разрыв между положительным отношением и готовностью родителей к инклюзии и их относительной низкой удовлетворенностью реальным положением дел — квалификацией педагогов и развитием инклюзивных практик внутри школы.

 Дискутантами выступили Алексей Шеманов (МГППУ) и Майкл Цедисо (Назарбаев Университет).

Светлана Бородина представила результаты исследования «Challenging Presumed Exclusion in Special Education in Russia: A Case Study», которое посвящено преодолению трудностей, связанных с инклюзией в в системе специального образования в России. Автор проанализировал два кейса: опыт работы преподавателя инклюзивного класса и организацию мероприятия для учеников школы для слепых и слабовидящих детей. Исследователю удалось показать, что общеобразовательные школы, использующие различные инклюзивные технологии, могут способствовать сохранению статус-кво, тогда как специализированные школы могут предоставлять возможности для инклюзии.

Рецензентами выступили редакторы специального выпуска журнала 'Children and Youth Services Review' Сара Филлипс (Сиднейский университет) и Майкл Раселл (Университет Инсбрука).

В обсуждении исследований статей приняли участие сотрудники Лаборатории и гости семинара.