• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Люди с сенсорными нарушениями в социальном пространстве инклюзивного музея: специальные репрезентации и практики взаимодействия

На базе Международной лаборатории исследований социальной интеграции 30 мая 2022 года состоялся научно-исследовательский семинар, посвященный обсуждению концепции магистерской диссертации стажера-исследователя Екатерины Долговой.

Люди с сенсорными нарушениями в социальном пространстве инклюзивного музея: специальные репрезентации и практики взаимодействия

В развернувшейся двухчасовой дискуссии приняли участие не только студенты Вышки и сотрудники Лаборатории, но и представители нескольких музеев. Дискуссантами выступили Константин Обухов, кандидат философских наук, доцент ФБГОУ ВО “Удмуртский государственный университет” (УдГУ), и Софья Лукьянова, тифлосурдопедагог, менеджер инклюзивных программ в Музее «Гараж».

Исследование Екатерины представляет собой попытку осмысления музейной инклюзии не только с точки зрения того, как люди с инвалидностью способствовали популяризации и распространению инклюзивных установок в деятельности музеев, но и того, какое влияние инклюзивный музей оказал на сообщества посетителей с инвалидностью, в особенности на людей с нарушениями зрения и слуха.

Несмотря на то, что социальное пространство инклюзивного музея наделено потенциалом выполнять коммуникативную функцию, для посетителей с сенсорными нарушениями наблюдается повышенный уровень социальной напряженности, связанный с возникновением конфликтных ситуаций. В ходе двухчасовой дискуссии было уделено особое внимание содержанию теоретической части работы, связанной с анализом пространства социальных отношений, поиском путей возникновения и анализа коммуникативных разрывов. Также Екатерина получила ценные методологические комментарии по тому, каким образом лучше организовать исследование в столь сложном, еще полностью неизученном поле. 

Участники семинара отметили актуальность и научную значимость, полученных в ходе будущего исследования выводов. Стоит отметить, что Екатерина находится на едином треке обучения «магистратура-аспирантура», поэтому результаты прошедшего обсуждения будут для нее крайне полезны не только во время дальнейшей работы над диссертацией, но и при написании статьи по имеющимся исследовательским материалам в контексте музейной инклюзии.