• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дубик Ксения о стажировке в Международном Университете Акита

В данной статье наша студентка 2 курса магистерской программы «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» НИУ ВШЭ Ксения Дубик рассказывает о семестре по обмену в Международном Университете Акита (Япония).

Дубик Ксения о стажировке в Международном Университете Акита

Ксения Дубик

Международный Университет Акита  (AIU) – это относительно молодое учебное заведение, специализирующееся на обучении юных японцев и иностранных студентов дисциплинам Liberal Arts, воспитывая будущих преподавателей английского и других языков (уровень преподавания иностранных языков действительно высокий), бизнесменов, специалистов по международным коммуникациям и правам человека, политиков. В начале 2-го года обучения в магистратуре мне посчастливилось стать частью жизни Акиты в качестве одного из студентов по обмену.

Ксения Дубик

Кампус AIU находится в значительном отдалении от города - вокруг нас были леса, фермы, парк с теннисными кортами и павильоном для традиционной стрельбы из лука «кю:до:», где японские семьи проводили свои выходные, а в часе пешего пути располагался местный аэропорт, создававший на ежедневной основе характерный, но приятный шум. Сами студенты проживали в одном из четырех вариантов общежития, которые располагались в шаговой доступности от учебных корпусов. Мне удалось поучаствовать в одной из уникальных программ, предлагаемых выбранным мною общежитием «Цубаки» (яп. «камелия»), в рамках которой я проживала в тематическом доме, посвященном ментальному здоровью (Well-Being House). Подобные тематические дома подразумевают полное погружение в объект исследования, поэтому 9-12 студентов, проживающих в одной квартире, занимались организацией проектных работ и мероприятий на тематику Дома.

Само обучение в Университете начиналось в 9 утра, а количество пар в день зависело от личных предпочтений студента - курсы и расписание мы собирали сами, что напоминало вышкинскую систему «МагоЛего». Основным принципом расписания было соблюдение 2ух пар на курс в неделю с перерывом в один-два дня, поэтому один предмет мог читаться либо по понедельникам-средам (пятницам), либо по вторникам-четвергам в одно и то же время, что было крайне удобной системой при самостоятельном составлении плана учебной недели.

Студенты AIU отличаются своей «глобализованностью» (помимо того, что японские студенты уже с 1го курса прекрасно владеют английским и другими языками, много путешествуют и участвуют в международных волонтерских программах, они также постоянно вовлечены во взаимодействие со студентами по обмену – от кураторской помощи до совместного проживания в общежитиях и обязательного участия в смешанных проектных группах), любознательностью (вопреки устоявшемуся мнению о пассивности японской молодежи, мои однокурсники одними из первых спешили задать вопрос после лекций) и инициативность. В рамках Университета ежедневно проводились различные мероприятия, маркеты для жителей города, дополнительные семинары-дебаты, активно готовились к фестивалям студенческие клубы. Разнообразие клубов по интересам действительно удивило меня – в период их презентаций было ощущение, будто я попала в японскую анимацию и вот-вот в моей голове заиграет вдохновляющий «опенинг» (прим. Вступительная заставка в аниме), а там - за углом - важная сцена главной любовной линии сериала.

Для себя я выбрала клуб-мечту, который посвящен гавайскому танцу «Хула». Гавайские острова и японская диаспора в США были моими центральными темами в рамках бакалавриата, поэтому вступление в данный Клуб возродило во мне чувства ностальгии. Стоит поделиться, что клубная система Японии достаточно традиционна - глава и ее заместитель (которых очень уважали) каждую неделю проводили перед тренировками небольшие встречи, в ходе которых определялись цели, задачи и план работы с изменениями до следующего фестиваля. Любое высказывание сопровождалось громкими «есть!» (яп. «хай») со стороны членов клуба.

Ксения Дубик

Сложно говорить о Международном университете Акита не упомянув его главные «изюминки» - великолепную библиотеку Накадзима и свободно гуляющих близ территории кампуса медведей.

Знаменитая библиотека Университета была одной из причин выбора Акиты в качестве приоритетного направления академической мобильности. Многообразие литературы на разных языках по теме моих академических интересов, отдельный этаж с учебниками для изучения почти любых иностранных языков, возможности заказать книгу из другого университета Японии с доставкой в Акиту и оставаться в библиотеке на ночь - всё это является привилегиями студентов AIU.

Другой яркой особенностью Акиты были азиатские медведи, которые из-за нехватки пищи в лесу всё чаще стали появляться в местах проживания человека. За время учебы в AIU мы получали множество писем о том, как взрослый медведь или медвежата (что опаснее) были замечены в местах наших обычных прогулок. Летом - змеи и пауки размером с ладонь, осенью - голодные медведи, спрятавшиеся в ярко красной листве, зимой - метели с грозой… Оказавшись на севере Японии, вы будто переноситесь во вселенную Хаяо Миядзаки и начинаете сильнее осознавать то, насколько маленьким является человек в отношении всего природного многообразия.

Ну а дальше было… Проживание в японской семье фермеров, создание собственного документального короткометражного фильма, участие в мероприятиях местного сообщества и открытая «борьба» с самым сложным диалектом японского языка, хайкинг (много хайкинга), знакомство с местными демонами «намахагэ», посещение озера Тадзава (самого глубокого в Японии), участие в программах преподавания русского языка, международные проекты, караоке, небольшие путешествия по Японии и многое-многое другое!

Несомненно, прожив целый семестр в Японии, я получила массу впечатлений и открытий, о которых могу писать бесконечно. Международный Университет Акита оказал на меня огромное влияние и дал необходимую мотивацию продолжать свой путь исследователя. Я испытываю невероятную благодарность за возможность стать студентом по обмену, обрести новых друзей и посмотреть на собственную культуру через призму других. Большое спасибо Академическому Руководителю нашей программы, Менеджеру учебного офиса и всем профессорам и преподавателям, повлиявшим на мой выбор Университета и оказавшим помощь в сборе документов и прохождении конкурса.

Я искренне желаю каждому нынешнему первокурснику и будущему студенту ОП сделать шаг к мечте и попробовать себя в академической стажировке! Удачи!