• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методика преподавания РКИ, в том числе с использованием компьютерных инструментов

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дает магистрантам базовые представления о лингводидактике и учит применять их в практике преподавания русского языка как иностранного, особое внимание уделяется решению лингводидактических задач при помощи новых информационных технологий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс охватывает все базовые области лингводидактики и рассматривает из на примере преподавания русского языка как иностранного.
  • Курс является вводным и не требует специальных знаний в области лингводидактики, однако предполагает знание ключевых лингвистических понятий и понимание структуры русского языка, а также наличие у слушателей собственного опыта изучения иностранных языков и навыков уверенного пользователя ПК.
  • Знания, умения и навыки, полученные в рамках данного курса могут быть применены в будущей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводят не менее 2 ключевых характеристик коммуникативного подхода к преподаванию.
  • Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
  • Могут воспроизвести не менее двух характеристик для каждого из подходов к преподаванию иностранного языка, обсуждавшихся на занятии.
  • Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
  • Наблюдая урок иностранного языка, соотносят его с конкретными подходами к преподаванию, приводят не менее двух доказательств верности соотнесения.
  • Отличает трационное обучение от цифрового
  • Использует компьютерные методы в преподавании РКИ
  • Собирает и отбирает текстовые материалы в соответствии с заданными лингвистическими критериями
  • Применяет созданный корпус для проведения анализа
  • Использует созданный корпус для составления заданий по РКИ
  • Проектирует автоматизированные учебные задания с учётом педагогических целей
  • Разрабатывает и настраивает чат-ботов для организации интерактивного взаимодействия и обратной связи
  • Использует ИИ-инструменты для создания адаптивных учебных материалов по РКИ
  • Использует модели искусственного интеллекта для автоматизированной проверки
  • Оценивает этические и методологические риски внедрения нейросетей в преподавание РКИ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические и практические основы методологии преподавания иностранных языков
  • Коммуникативный подход к преподаванию иностранного языка
  • Обучение грамматике.
  • Обучение говорению и произношению.
  • Обучение навыкам аудирования.
  • Обучение навыкам чтения и лексике.
  • Обучение письменным навыкам.
  • Психологические основы обучения.
  • Планирование урока. Подведение итогов курса.
  • Цифровое обучение и компьютерные методы: история, проблемы, задачи
  • Оценка сложности текстов
  • Корпусные технологии в преподавании РКИ. Использование НКРЯ
  • Создание собственного корпуса. Корпусные упражнения
  • Организация и автоматизация заданий и проверок. Чат-боты
  • Нейросети в обучении РКИ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение и анализ урока РКИ (письменный отчет)
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Аудиторная
  • неблокирующий Проведение собственного урока по скорректированному плану
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание №1
  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    Компьютерные инструменты: 0,25 * домашнее задание №1 (макс. 10) + 0,25 * активность на семинарах (макс. 8) + 0,25 * контрольная работа №1 (макс. 8) + 0,25 * проект (макс. 8) Методика: 0,1 * аудиторная + 0,1 * тесты + 0,4 * дз + 0,1 * дневник практиканта + 0,25 * финальный урок + 0.05 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364
  • Corpus linguistics in language teaching, , 2010
  • Титова, С. В.  Цифровая методика обучения иностранным языкам : учебник для вузов / С. В. Титова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16848-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568551 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Учимся учить : для преподавателя русского языка как иностранного, Акишина, А. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kaplan R. B. (ed.) The Oxford handbook of applied linguistics. – Oxford University Press, 2010.
  • McEnery, T., & Hardie, A. (2012). Corpus Linguistics : Method, Theory and Practice. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=408835
  • The Routledge handbook of corpus linguistics, , 2012
  • Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам : учебно-метод. пособие, Цатурова, И. А., 2004
  • Национальный корпус русского языка и проблемы гуманитарного образования, [сборник], отв. ред.-сост. Н. Р. Добрушина ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 237 с., , 2007
  • Черткова, Е. А.  Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 245 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12532-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562151 (дата обращения: 04.07.2025).

Авторы

  • Кашлева Ксения Константиновна
  • Шнитке Екатерина