• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция научно-исследовательского семинара

Научно–исследовательская работа учащихся магистратуры «Международные отношения» формализуется в рамках многопланового научно – исследовательского семинара «Политико-экономический анализ международных отношений», являющегося неотъемлемой частью базового учебного плана магистратуры. В рамках семинара должны быть сформированы следующие навыки и компетенции:

  • способность к анализу и синтезу;
  • умение организовать поиск и анализировать информацию из различных источников;
  • способность применять полученные теоретические знания в научно–исследовательской работе;
  • способность к генерации новых идей;

Учитывая специфику магистратуры «Международные отношения», научно - исследовательский семинар призван закрепить у обучающихся в магистратуре приемы и навыки аналитической и экспертной деятельности. Сочетание высокого уровня научно–исследовательской и экспертно-аналитической работы должно обеспечить высокое качество магистерских диссертаций, являющихся естественным результатом работы в научно–исследовательском семинаре.

Задачи научно-исследовательского семинара:

  • Содействие в определении учащимися сферы научного поиска, формировании тем исследований;
  • Использование на практике теоретических знаний по организации поиска и первичного анализа информационных материалов, формированию источниковой базы;
  • Закрепление у обучающихся в магистратуре навыков исследовательской и экспертно – аналитической работы над собранным материалом;
  • Обучение навыкам подготовки экспертно – аналитических обзоров, научных статей и докладов;
  • Обучение методике комплексного международного экономического и политического анализа;
  • Выработка навыков экспертно – аналитического сопровождения международной государственной и негосударственной, включая коммерческую, деятельности органов государственной власти РФ, общественных организаций и российских бизнес – структур в России и за рубежом;
  • Обучение методике ведения научных диспутов, дискуссий, презентаций и обсуждений.

Финальная цель семинара – закрепить у обучающихся по магистерской программе «Международные отношения» методы и приемы экспертно – аналитической и научно – исследовательской работы, адаптировать их к условиям современного научного поиска в сфере международных отношений и мировой политики в формате комплексного международного экономического и политического анализа, облегчить переход от систематического учебного процесса к комплексному учебно-научному усвоению материала.

Формы работы на семинаре

Научно-исследовательский семинар проводится в течение всего периода обучения в магистратуре. Время, выделяемое на проведение НИС, делится на аудиторные занятия и самостоятельную работу учащихся в пропорции 30:70, что является наиболее приемлемым для семинарских занятий, где основное внимание должно уделяться анализу

Работа НИС формируется из двух циклов деятельности:

  • Подготовка магистерской диссертации;
  • Формы научно-исследовательского семинара.

Основные задачи, решаемые на первом году работы в НИС связаны с выбором темы исследования, обучением методике научного поиска и анализа собранного материала.

Основные формы обучения в данный период: мастер – классы ведущих профессоров, экспертные семинары, проектно/методологические семинары и тренинг - анализы. Обсуждение результатов индивидуальной работы на первом году обучения должно проходить в форме дискуссионных клубов.

Первый год обучения по программе НИС завершается подготовкой курсовой работы. Курсовая работа является завершением экспертно – аналитического этапа подготовки и включает в себя основные разделы экспертной оценки собранного материла и его политического анализа.

Тема курсового проекта должны быть скорректирована с учетом темы магистерской диссертации, подготавливаемой на втором году обучения в магистратуре.

На втором году основными формами обучения должны стать проектно/методологические семинары и индивидуальная работа научных руководителей с обучающимися по темам магистерских диссертаций. Обсуждение результатов индивидуальной работы на втором году обучения должно проходить форме научных диспутов по выбранной теме.

Отчетность студентов по НИС

В качестве рубежного контроля НИС предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух модулей. Задолженность по НИС приравнивается к обычной академической задолженности.

  • Оценка студента по НИС формируется из оценки
  • Текстов, отражающих разные этапы работы над курсовой работой и магистерской диссертацией;
  • Презентаций в ходе публичных обсуждений на НИС;
  • Участия/выступления на дискуссионных клубах и на научных диспутах.

За 1-й год обучения студент обязан представить:

1. Проект курсовой работы (3-й модуль);

2. Обзор литературы и источников по теме – реферат (3-й модуль)

3. Курсовую работу для прохождения обсуждения и получения оценки (4-й модуль)

За 2-й год обучения студент обязан представить:

1. Развернутый план диссертационной работы (1-й м)

2. Программу магистерского исследования (2-й м)

3. Магистерскую диссертацию для прохождения предзащиты (4-й м)

4. Защита магистерской диссертации (4-й м)