Треки программы
Трек «Журналистика данных»
С 2022 года магистерская программа «Журналистика данных» стала треком программы «Современная журналистика».
Журналистика данных (Data Journalism) – одна из новых междисциплинарных специальностей, объединяющая технические и гуманитарные компетенции. В результате технологического прорыва в веб-среде появилось большое количество различных машиночитаемых материалов, в том числе в виде открытых данных (open data), а также получило распространение программное обеспечение, позволяющее быстро и относительно легко оперировать значительными объемами разнообразных типов информации.
Студенты первой в России магистерской специализации «Журналистика данных» овладеют теоретическими знаниями и практическими умениями, которые позволят им осуществлять эффективный поиск, фильтрацию, анализ и обработку больших массивов данных для оформления полученного материала в виде увлекательного медиатекста, инфографики, визуализации. Кроме того, студенты научатся запускать стартапы с использованием открытых данных в медийной сфере.
Трек уникален, потому что:
- учит тому, что является инновацией в индустрии медиа, а не по традиции уже сложившимся практикам;
- мы смотрим на применение данных и технологий в журналистике шире: это не только дата-сторителлинг, но и умение создавать новые технологичные продукты для медиа и для аудитории;
- у студентов есть возможность построить собственную траекторию обучения и сконцентрироваться на технологической или на журналистской составляющей.
Наших выпускников ждут:
- в средствах массовой информации: газетах, журналах, информационных агентствах, интернет-СМИ, отраслевых средствах массовой информации, на телевидении и радио;
- в сфере индустрий интерактивного контента: мультимедийные студии, интернет-порталы, базы данных видео-, аудиоконтента, фирмы по производству компьютерных игр, программных продуктов, мобильных приложений и пр.;
- научные и образовательные структуры;
- экспертные, отраслевые и государственные исследовательские организации, занимающиеся анализом отрасли массовых коммуникаций;
- государственные структуры, нуждающиеся в специалистах по работе с открытыми данными, которые способны найти, выбрать, обработать и корректно презентовать необходимый материал;
- коммерческие и некоммерческие структуры, которым необходимы дата аналитики, способные представить результаты различным типам аудитории.
Трек «Производство новостей в международной среде»
С 2022 года магистерская программа «Производство новостей в международной среде» стала треком программы «Современная журналистика».
Журналистика становится все более глобальной – как профессией, так и сферой изучения. Производство новостей становится транснациональным процессом, где журналисты и медиаконтент пересекают культурные и географические границы.
Трек «Производство новостей в международной среде» направлен на подготовку специалистов, способных успешно работать в современных индустриях новостей – на международном и локальном уровнях. Студенты освоят компетенции, необходимые для работы с глобальной новостной повесткой, кроссплатформенного и трансмедийного производства контента.
Теоретический блок дисциплин познакомит вас с современными мировыми медиасистемами. Практические занятия будут вести специалисты круглосуточных международных информационных медиа – это позволит участникам освоить навыки анализа новостей и выстраивания информационной повестки дня. Важной частью программы является изучение бизнес-процессов современного ньюсрума, развитие навыков медиапродюсирования.
Обучение и стажировки на английском языке – это возможность освоить профессиональную лексику и отличная стартовая позиция для трудоустройства в международную компанию.
Индустриальные кураторы программы – известные журналисты и продюсеры компаний – лидеров иновещания в России. Вам будут предложены стажировки на телеканале RT, в международном информационном агентстве «Россия сегодня», в глобальном видеоагентстве Ruptly, информационном агентстве ТАСС, причем не только в России, но и в зарубежных бюро.
Научно–исследовательский семинар предлагает вам принять участие в интереснейших медиаисследованиях. Общества во всем мире развивают свои собственные медиакультуры, и для понимания журналистики в глобализованном мире важно осмыслить развитие культур локальной журналистики в отношении глобального медиасообщества. Исследовательский компонент магистерской программы «Производство новостей в международной среде» предлагает разнообразные подходы к понятию глобальной медиасреды: транснациональный обмен новостями, альтернативный способ освещения вопросов, имеющих глобальное значение, выявление и сравнение различных культур журналистики в мире для выявления различий и общности в профессиональной практике, этике.
Программа ориентирована на сотрудников российских и зарубежных англоязычных медиа, имеющих непрофильное высшее профессиональное образование, а также выпускников бакалавриата, заинтересованных в профессиональном развитии в сфере глобального производства новостей.
«Мультимедиа и будущее»: академический руководитель программы Алексей Николов
«Почему у студентов горят глаза»: руководитель трека «Производство новостей в международной среде» Олег Дмитриев
Трек «Деловая журналистика: новости, комментарии, анализ»
Впервые в истории российского журналистского образования практически вся учебная программа первого курса профессиональной траектории «Деловая журналистика» ведется практиками индустрии, а программа второго курса посвящена непосредственной работе студентов в редакции деловых СМИ.
Кого готовят
- Профильных экономических корреспондентов
- Профильных экономических редакторов-райтеров
- Финансовых аналитиков для СМИ
- Медиаменеджеров
Как будет построен учебный процесс
Первый год обучения:
Второй год обучения:
Среди преподавателей траектории – кандидат экономических наук, заместитель генерального директора информационного агентства «Регнум» Лана Самарина, заместитель руководителя экономической редакции медиагруппы «Россия сегодня» Ирина Андреева, руководитель отдела «Финансы» издания «Ведомости» Екатерина Литова, руководитель отдела «Финансы» издания «Известия» Наталья Ильина, старший преподаватель Школы финансов НИУ ВШЭ Аглая Кокурина и другие.
В чем концепция выпускной работы
В течение первого модуля магистранты должны будут разбиться по мини-группам (максимум три человека) и начать уже разработку своей проектно-творческой квалификационной работы, суть которой заключается в формировании авторской работы (проекта), либо групповой концепции делового медиа (стартапа).
К моменту итоговой аттестации работа каждой группы или студента должна находиться на стадии MVP (minimal viable product – «минимально жизнеспособный продукт»), то есть работу или концепцию можно начинать реализовать в бизнес-среде, медиасфере.