• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эгодокументы: возможности в фикшн и нон-фикшн

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины «Эгодокументы: возможности в фикшн и нон-фикшн» студенты знакомятся с основными представителями фикшн и нон-финкш отечественной и зарубежной литературы и с основными понятиями и характеристиками дневников, мемуаров, эпистолярных романов. По итогам слушатели курса студенты осваивают навыки историко-литературного и формально-эстетического анализа художественного текста. Текущий контроль включает в себя участие студентов в дискуссиях. Курс завершается написанием итогового эссе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными представителями фикшн и нон-финкш отечественной и зарубежной литературы.
  • Знакомство с основными понятиями и характеристиками дневников, мемуаров, эпистолярных романов.
  • Освоение навыков историко-литературного и формально-эстетического анализа художественного текста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь понятие о литературном дневнике
  • Знать типы дневников. Изучить устройство ресурса «Прожито»; постараться подобрать там текст, который мог бы быть встроен в fiction или стать источником (одним из источников) для non-fiction повествования.
  • Представлять примеры использования дневников в художественном тексте.
  • Ознакомление с жанром эпистолярного романа
  • ознакомиться хотя бы с одним эпистолярным романом XVIII-XX веков (можно взять какой-то из тех, что перечислены в списке ниже). б. прочесть статью Р. Дарнтона (см. ниже в списке литературы) и осмыслить реакции читателей на роман Руссо. в. прочесть роман М. Шишкина «Письмовник».
  • изучить ресурс «Мемуарист», подобрать мемуары, на основе или вокруг которых можно выстроить повествование (любого типа).
  • Освоение жанров мемуаров, воспоминаний, записок. Уметь: – Выявлять в художественном тексте структуру и рассуждать об основных её особенностях; – Осмыслять художественные произведения с точки зрения фикшн; – Устно обсуждать и письменно анализировать художественные тексты.
  • Знакомство с книгой Н. Ким «Родина моя, Автозавод»
  • Владеть: – Написанием текста академического характера; – Опытом участия в научной дискуссии.
  • 1. Владение навыками комментирования и интерпретации художественных текстов. 2. Владение способами поиска научной информации, библиографического поиска.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Документы и их возможные классификации. Примеры документов.
    Эгодокументы: состав и границы понятия. Жанры. Автобиографическое письмо. Что такое non-fiction? (обсуждение). Характерные черты этой сферы словесности. Ее источники. Переплетение fiction и non-fiction в сегодняшней литературной реальности.
  • Что такое дневник? Какова его функция? Как он устроен? Какие типы дневников можно - с большой долей условности - выделить? (исповедально-аналитические; «протокольные», «статистические»; фиксирующие, с элементами описания. Какие еще?).
    Что говорит дневник о своем авторе? Актуальное состояние дневника - записи в жж, посты в фейсбуке. Сращение дневниковой записи с изображением в соцсети Instagram. Задание к семинару: изучить устройство ресурса «Прожито»; постараться подобрать там текст, который мог бы быть встроен в fiction или стать источником (одним из источников) для non-fiction повествования. Рассказать об этом тексте. (тексты можно брать и не с «Прожито», и не из советской эпохи - все это на усмотрение студента)
  • Как дневник можно использовать в художественном тексте?
    Как дневник можно использовать в художественном тексте? а) включить реальные фрагменты. б) переработать, сделать основой для иного типа текста. Какие примеры такого использования у нас есть? Задание к семинару: подобрать (каждый студент выполняет задание индивидуально) один текст (лучше - fiction), где основа повествования (необязательно повествование целиком) - реальный или вымышленный дневник. Представить его, обязательно с цитатами, в кратком сообщении (7-10 минут), объяснить, как эго-документ данного жанра «работает» в конкретном тексте. Пример: «Дневник горничной» Октава Мирбо (1900).
  • Письма - история и функции жанра.
    Образчики писем разных эпох, написанных людьми разных социальных слоев. Обучение сочинению писем (письмовники); собрания писем известных людей; практики чтения писем. Письма событийные и бессобытийные. Стиль как важнейшая характеристика письма. Использование писем в fiction (пример «Двух капитанов» В. Каверина). Задание к семинару: подобрать для обсуждения и представить письмо или цикл писем (реальных или фиктивных, вымышленных), которые могли бы быть использованы в fiction или non-fiction и при этом еще не использовались. Показать, как это могло бы быть сделано. Задание выполняется и представляется каждым студентом.
  • Эпистолярные романы (романы в письмах) как особый этап в развитии европейской литературы.
    Эпистолярные романы с XVIII до XX века
  • Мемуары/воспоминания/записки.
    История жанра. ХХ век - контроверза: расцвет жанра и одновременно, в связи с гуманитарными катастрофами, возникновение постпамяти.
  • Современное автобиографическое письмо на грани fiction и non-fiction.
    Возможности, предоставляемые балансированием на этой грани («роман-элегия» А.П. Чудакова, «романс» М. Степановой, «documentary fiction» В. Зебальда).
  • «Синтетические» биографические повествования панорамного типа: фильмы и книги О. Дормана, «Восстание» Кононова, «цунами» классических биографических повествований.
    Фотография и ее связь с памятью и повествованием (stadium и punctum, по Барту). Особый тип использования реальных фотографий в fiction-повествовании (цикл «Серпуховские» Р. Лейбова).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выступление на занятии
  • неблокирующий Участие в дискуссии
  • неблокирующий письменный экзамен
    Объем работы - от 10 до 15 тыс. знаков (за исключением стихотворения, которое может быть любого объема). Срок подачи - 20 декабря, 23:59. Работа присылается в электронном виде на почту catherine.lyamina@gmail.com (убедительная просьба придерживаться формата Word, не pdf).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Выступление на занятии + 0.5 * письменный экзамен + 0.25 * Участие в дискуссии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Милюков П.Н. — Воспоминания (1859—1917).Том I - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-10176-4 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/9839
  • - Николина Н.А. — Поэтика русской автобиографической прозы: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-336-8 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/91600
  • - Чехов А.П. — Автобиография - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-22628-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/23065
  • Вульф А. Н. ; Под ред. Щёголева П.А.-ДНЕВНИКИ. ЛЮБОВНЫЙ БЫТ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ-М.:Издательство Юрайт,2019-263-Памятники литературы-978-5-534-09960-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/dnevniki-lyubovnyy-byt-pushkinskoy-epohi-429036
  • Осоргин М.А. - Времена (автобиографическое повествование) - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-21917-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=22366
  • Пушкин А.С. - Роман в письмах - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-24761-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=25191
  • Толстой, Л.Н. Дневники и дневниковые записи (1881-1887) [Электронный ресурс] / Л.Н. Толстой. - М.: Инфра-М, 2015. - 115 с. - Режим доступа http://www.znanium.com - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/505014
  • Чехов А.П. - Автобиографические рассказы - Издательство "Лань" - 2019 - ISBN: 978-5-507-44027-6 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/113309
  • Шишков, А.С. Записки, мнения и переписка адмирала А. С. Шишкова. Т. 2 : монография / Шишков А.С. : Издательские архивы, 1870. — 486 с. — URL: https://book.ru/book/912540 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дневник П.Н.Милюкова. 1918-1921, Милюков П. Н., Канищева Н. И., 2005
  • Интернет-дневники журналистов на сайтах печатных СМИ: проблема ответственности перед читателем [Электронный ресурс] // Материалы XV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». - М., 2008. - 3 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/506047
  • Пастернак и современники : биография. Диалоги. Параллели. Прочтения, Поливанов К. М., 2006
  • Собрание сочинений. [Т.13]: Литературные изгнанники. Н.Н. Страхов. К.Н. Леонтьев : переписка В.В. Розанова с Н.Н.Страховым; переписка В.В. Розанова с К.Н. Леонтьевым, Розанов В. В., 2001
  • Спор о Росии: В.А.Маклаков - В.В.Шульгин. Переписка, 1919 - 1939 гг., Будницкого О. В., 2012
  • Цветаева М.И. - Автобиография - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-31623-6 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=32857