• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основы и современные проблемы высшего образования

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Интегрированная дисциплина "Основы и современные проблемы высшего образования" магистерской программы "Управление в высшем образовании" Института образования НИУ ВШЭ представляет собой несколько мини-курсов ведущих ученых и экспертов в различных дисциплинарных областях и исследованиях, сопровождающихся активной групповой работой студентов, нацеленных на освоение литературы и обмен знаниями о современных проблемах высшего образования. Студенты изучают современную и "классическую" научную литературу, пишут аннотации, ставят и обсуждают вопросы в форумах, разрабатывают аналитические презентации, обсуждают результаты своей работы с экспертами, проводят дебаты. Курс состоит из 4 разделов и длится 2 года.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Данный курс преследует несколько образовательных целей: расширить знания о высшем образовании и проблемах его развития, сориентировать относительно современной границы исследований в этой области, сформировать компетенции групповой работы с источниками информации, поиска и обмена знаниями, сформировать общий профессиональный язык магистрантов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • изучить современные проблемы и феномены в различных областях (темах) исследования высшего образования
  • уметь использовать инструментарий для проведения расчетов и анализа в изучаемых областях (темах) и интерпретации результатов для обоснования управленческих действий
  • понимать современную проблематику высшего образования в различных дисциплинарных областях и исследовательских темах
  • уметь исследовать проблемы высшего образования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Историко-философские проблемы высшего образования
  • Раздел 2. Региональные исследования высшего образования
  • Раздел 3. Интернационализация высшего образования
  • Раздел 4. Теория организации в высшем образовании
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Дебаты
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Дебаты
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.7 * Дебаты + 0.7 * Дебаты + 0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Домашнее задание
  • 2024/2025 1st module
    0.7 * Дебаты + 0.7 * Дебаты + 0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Глобальные перспективы высшего образования - 978-5-7598-1712-3 - Альтбах Ф. - 2018 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362112 - 362112 - iBOOKS
  • Глобальные перспективы высшего образования, Альтбах, Ф., 2018
  • Миссия университета, Ортега-и-Гассет, Х., 2010
  • Образовательные организации как открытые системы: детерминанты вузовских стратегий в трех организ..., Павлюткин, И. В., 2006
  • Организационные изменения в технических университетах : институционализация управления качеством ... : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.03, Павлюткин, И. В., 2010
  • Создание университетов мирового класса / Д. Салми. - М. : Весь Мир, 2009. - 132 с. - ISBN 978-5-7777-0448-1. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1014437
  • Создание университетов мирового класса, Салми, Д., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Будущее высшего образования и академической профессии : страны БРИК и США, Альтбах, Ф., 2013
  • Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США - 978-5-7598-1069-8 - Альтбаха Ф., Андрущака Г., Кузьминова Я., Юдкевич М., Райсберг Л. под ред. - 2013 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362110 - 362110 - iBOOKS
  • ВЕБЕР МАКС. (2012). Наука как призвание и профессия. Развитие Личности, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16641703
  • И.В. Павлюткин. (2004). УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОМ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ (к концепции «нового менеджериализма»). Вопросы Образования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15749971
  • Мейер, Д., Роуэн, Б., Чириков, И., & Юдин, Г. (2011). Институционализированные Организации: Формальная Структура Как Миф И Церемониал. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F69F9FB2
  • Старк, Д. (2009). Гетерархия: Организация Диссонанса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.36124BE3
  • Тенденции в глобальном высшем образовании: отслеживание направлений академической революции, Альтбах, Ф. Дж., 2018
  • Университет в руинах, Ридингс, Б., 2010

Авторы

  • Габдрахманов Нияз Камилевич