• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Методология и методы медиаисследований"

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Кто читает:
Институт медиа
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина состоит из нескольких блоков, последовательно знакомящих студентов с особенностями написания и оформления академического текста, формирующих навыки поиска и работы с научной литературой, с различными информационными ресурсами и базами данных. Главной задачей научно-исследовательского семинара является формирование у студентов знаний об общих принципах методологии медиаисследований, понимания роли основных методологических элементов в научном исследовании и связи между ними. В результате освоения дисциплины студент способен успешно написать и защитить магистерскую выпускную квалификационную работу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание общих принципов методологии медиаисследований и понимание роли основных методологических элементов в научном исследовании и связи между ними.
  • Познакомить с основными теоретическими методами медиаисследований – общенаучными и специальными.
  • Развить аналитические навыки работы с академическими публикациями и понимание специфики научного текста, его стиля, отличия от стиля публицистического и художественного изложения.
  • Познакомить со стандартами написания и оформления научно-исследовательских работ, включая курсовые и выпускные квалификационные работы.
  • Сформировать навыки презентации, публичной защиты и научной дискуссии.
  • Освоить алгоритмы и особенности систем поиска и работы с научной информацией.
  • Рассмотреть особенности работы с базами данных, используемых при выполнении научных исследований в области медиа.
  • Получить практический навык сбора и обработки научной информации в медиаисследовании.
  • Познакомить с видами количественных и качественных исследований.
  • Рассмотреть методики проведения количественных и качественных исследований.
  • Изучить методы обработки результатов.
  • Овладеть навыками анализа собранных данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные методологические элементы научного исследования (объект, предмет, цель, задачи и др.), их взаимосвязь и особенности соотношения.
  • Воспроизводит основные российские стандарты (ГОСТы) по оформлению научно-исследовательских работ, библиографических записей и правил академической этики создания научных трудов.
  • Называет требования, предъявляемые к содержанию, структуре и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ на ОП «Медиаменеджмент».
  • Называет требования, предъявляемые к презентации результатов научного исследования.
  • Ищет, обрабатывает и анализирует источники научной информации с помощью современных информационных технологий.
  • Оценивает научное качество источников научной информации, различает их по степени релевантности и авторитетности.
  • Оформляет научно-исследовательские работы по российским ГОСТам, в частности, цитаты, таблицы, рисунки, библиографические ссылки.
  • Выступает с презентацией и публичной защитой, принимает участие в научной дискуссии.
  • Перечисляет типы научных исследований;
  • Поясняет особенности иерархической связи между разными типами исследований;
  • Интерпретирует смысл ключевых наукометрических показателей - индекса Хирша, импакт-фактора;
  • Даёт определение понятиям научной библиотеки, базы данных, валидности научного исследования, авторитетности издания и исследователя;
  • Называет важнейшие индексы цитируемости, используемые в научных медиаисследованиях в текущей ситуации;
  • Демонстрирует расчёт ключевых наукометрических показателей применительно к конкретной научной публикации;
  • Указывает наиболее авторитетные научные публикации в избранной области, опираясь на ключевые наукометрические показатели;
  • Перечисляет типы баз данных, применимых в медиаисследованиях;
  • Составляет список научных источников, опираясь на алгоритм поиска научной информации;
  • Демонстрирует следующие умения: входить в базу данных, формировать запрос, осуществлять селекцию информации в соответствии с задачами исследования, анализировать полученные данные, делать корректные научные выводы и задавать исследовательские вопросы на основе полученных данных;
  • Комментирует результаты анализа алгоритмов и нюансов использования баз данных;
  • Обосновывает наличие отдельных единиц списка научных источников и взаимосвязь между ними;
  • Доказывает значимость использования стандартизированных библиографических описаний в научных публикациях через предъявление рациональных аргументов и приведение примеров;
  • Применяет ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.82-2001 при составлении библиографических описаний.
  • Проводит опрос и получает сырые данные;
  • Применяет методики обработки данных;
  • Получает предварительные итоги и анализирует непротиворечивость результатов обработки данных;
  • Презентует итоговые данные.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные категориальные элементы методологии научного исследования
  • Специфика научного текста и правила его оформления
  • Ключевые теоретические методы исследования в социогуманитарной сфере, широко используемые в медиаисследованиях.
  • Введение. Иерархия научной достоверности
  • Ключевые наукометрические показатели
  • Типы научных текстов
  • Базы данных научной информации
  • Базы данных статистической информации
  • Базы данных социологических исследований
  • Базы данных отраслевых исследований
  • Основные методы и понятия медиаисследований.
  • Исследовательский практикум 4 модуля 23/24
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Оценка за блок дисциплины Джуры А.П.
    Формула оценивания: 0,1 - Посещаемость; 0,2 - Активность; 0,3 - Коллоквиум; 0,2 - Доклад; 0,2 - Экзамен. Правило округления: От 0,1 до 0,69 в сторону понижения до целого балла, от 0,7 до 0,9 – в сторону повышения до целого балла. Промежуточные оценки не округляются, округление применяется только к итоговым оценкам. Оценки по отдельным заданиям могут выставляться в виде десятичной дроби (не целым числом).
  • неблокирующий Оценка за блок дисциплины Колесова Д.Г.
    Формула оценивания: 0.1 - Посещаемость; 0.5 - Практическое задание; 0.4 - Предзащита курсовой работы. Итоговая оценка округляется по арифметическим правилам.
  • неблокирующий Контрольная работа №2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Контрольная работа №1 + 0.2 * Контрольная работа №2 + 0.2 * Посещаемость + 0.4 * Экзамен
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.56 * Оценка за блок дисциплины Джуры А.П. + 0.44 * Оценка за блок дисциплины Колесова Д.Г.
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    Задания 1-2 модуля
  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    Задания 3 модуля
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Agresti, A., & Finlay, B. (2014). Statistical Methods for the Social Sciences: Pearson New International Edition (Vol. Pearson new international ed., 4. ed). Harlow England: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1418314
  • O’Gorman, K., & MacIntosh, R. (2015). Research Methods for Business and Management : A Guide to Writing Your Dissertation (Vol. Second edition). Oxford, England: Goodfellow Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2229969
  • Лебедев, С. А.  Методология научного познания : учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 153 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00588-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470465 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Методы коммуникативных исследований, Леонтович, О. А., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антохонова, И. В.  Методы прогнозирования социально-экономических процессов : учебное пособие для вузов / И. В. Антохонова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 213 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04096-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468285 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Бессонов, Б. Н.  История и философия науки : учебное пособие для вузов / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04523-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468377 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Глухих И.Н. - Теория систем и системный анализ. 2-е издание. Учебное пособие - 978-5-392-26078-2 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/37796 - 37796 - PROSPECT
  • Институциональный анализ дисфункций государственного управления экономикой : монография / под ред. В.С. Осипова. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 206 с. — (Научная книга). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/937518
  • История и философия науки : учебник для вузов / А. С. Мамзин [и др.] ; под общей редакцией А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 360 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00443-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468739 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита : учебное пособие / А. В. Беляев, М. М. Бутакова, В. И. Беляев [и др.]. — Москва : КноРус, 2018. — 262 с. — (для магистрантов). — ISBN 978-5-406-06468-9. — URL: https://book.ru/book/929521 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Магистерская диссертация. Выпускная квалификационная работа магистра. (2018). Russia, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F751E542
  • Методология и методы социологических исследований. Ч.1:, Кравченко, А. И., 2017
  • Методология и методы социологических исследований. Ч.2:, Кравченко, А. И., 2017
  • Методология научно-гуманитарного познания: монография / Е.А. Соколков. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. — (Научная книга). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/774236
  • Новая философская энциклопедия. Т.1: А - Д, , 2010
  • Новая философская энциклопедия. Т.2: Е - М, , 2010
  • Новая философская энциклопедия. Т.3: Н - С, , 2010
  • Новая философская энциклопедия. Т.4: Т - Я, , 2010
  • Теория и методология истории : учебник и практикум для вузов / А. И. Филюшкин [и др.] ; под редакцией А. И. Филюшкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-1820-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468961 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Черновалов, П. А., Начала количественного анализа в институциональной теории: социальный аспект : монография / П. А. Черновалов, П. В. Соолодуха, А. В. Черновалов. — Москва : Русайнс, 2021. — 254 с. — ISBN 978-5-4365-6256-8. — URL: https://book.ru/book/939918 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.