• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

37.04.01 Психология

Утверждение программы
Протокол заседания УС НИУ ВШЭ от 27.09.2019 №13
Дата обновления паспорта
Протокол заседания УС ФСН НИУ ВШЭ от 19.08.2020 №12э
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Конкурентные преимущества программы

Магистерская программа «Позитивная психология» направлена на подготовку конкурентоспособных специалистов в области позитивной психологии личности и мотивации. Программа реализуется на базе ведущей российской академической единицы в этой области — Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, в сотрудничестве с ведущими мировыми специалистами. Задачей программы выступает создание благоприятных условий для развития академических компетенций и экспертных навыков в области современной методологии психологии, качественных и количественных методов анализа данных, истории психологии, академической коммуникации. Слушатели программы выстроят индивидуальную академическую и экспертную траекторию под руководством российских и зарубежных научных руководителей, позволяющую им как продолжить обучение в академической аспирантуре НИУ ВШЭ, так и получить необходимую поддержку и сопровождение для поступления в аспирантуры зарубежных университетов на программы PhD. Организуется возможность получения на платной основе второго международного диплома Master of Sciences в сотрудничестве с программой Applied Positive Psychology в Anglia Ruskin University (Кембридж / Париж, обучение ведется на английском языке).

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускник планируемой магистерской программы сможет осуществлять трудовую деятельность в академической и прикладной областях и продолжать свое профессиональное развитие в качестве:

  • Аспиранта российских и зарубежных вузов, углубляя академическую траекторию в пределах следующего уровня образования. Например, программы PhD по позитивной психологии предлагаются ведущими мировыми университетами, такими как Claremont Graduate University (CA, USA). В аспирантской школе НИУ ВШЭ по психологии также существует направление, сопровождаемое ведущими специалистами в области позитивной психологии, в том числе зарубежными коллегами.
  • Научного сотрудника лаборатории или экспертного центра. Например, в форме стажировки и участии в проектах Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации .
  • Специалиста в вопросах мониторинга качества жизни и субъективного благополучия. Так, мониторингом феноменов благополучия занимаются Правительство Москвы, Фонд общественного мнения, Росстат, региональные правительства.
  • Методолога (эксперта) в области инновационного потенциала развития социальной политики и здравоохранения в составе Технопарков и Технополисов, а также в подразделениях государственной экспертизы программ социального развития.
  • Исследователя в крупных коммерческих компаниях. Например, позицию “Исследователь / Reseacher” с функционалом, соответствующим компетенциям программы, предлагают такие компании как “Johnson & Johnson”, “ВкусВилл”, “Neurodata Lab”.
  • Эксперта, методолога, специалиста по оценке эффективности социальных программ — в некоммерческом секторе (благотворительных фондах, автономных некоммерческих организациях, сфере социального предпринимательства), реализующем программы в области качества жизни и здравоохранения, образования, осложненных условий развития.

Выпускник программы освоит следующие уникальные компетенции: 

  • Способность выстроить научно-обоснованное исследование позитивных психологических феноменов в академическом, образовательном, организационном контексте и разработать рекомендации по применению результатов таких исследований.
  • Способность подобрать или разработать (адаптировать) инструменты оценки социальных, образовательных, политических, культурных, экономических программ с точки зрения их позитивно-психологической составляющей (в контексте современного подхода к качеству жизни, психологическому благополучию, автономии, психологической резилентности, сильных сторон характера и др.).
  • Способность изложить, интерпретировать и адаптировать для широкой аудитории результаты мировых и российских академических исследований позитивно-психологических феноменов жизни с точки зрения их общественной значимости и ограничений, используя доказательный подход.
  • Умение применять современные методы анализа количественных данных, включая кластерный анализ, регрессионный анализ, конфирматорный и эксплораторный факторный анализ, структурное моделирование и путевой анализ в целях проверки исследовательских гипотез и оценки эффективности психологических интервенций, социальных программ и психологических практик.
  • Способность выстроить обоснованное качественное исследование и применить методы обработки качественных данных, включая контент-анализ, метод конденсации смысла, глубинного интервью, обоснованной теории и феноменологического анализа в целях понимания имплицитной структуры и имманентных качеств изучаемого психологического феномена.
  • Способность к самооценке и оценке (рецензированию) научных исследований с учетом надежных критериев соответствия научных работ международным академическим стандартам.
Характеристики образовательных модулей программы

Ядро программы составляют фундаментальные дисциплины, погружающие слушателя в современный контекст проблем позитивной психологии и психологии личности. Ряд дисциплин базовой части получают свое продолжение в вариативной части программы в форме углубленной специализированной подготовки. Принципами организации программы выступают:

  • Получение знаний «из первых рук»: преподаватели программы — ведущие специалисты в области психологии личности и мотивации как российской, так и мировой науки, признанные лидеры своего направления.
  • Соответствие международным стандартам: в основе программы лежат требования к специалистам, соответствующие мировой науке и современным академическим практикам — стандартам Американской психологической ассоциации и ведущим международным программам по позитивной психологии личности (University of Pennsylvania, Claremont Graduate University, University of East London, University of Sydney, School of Positive Psychology (Singapore), Anglia Ruskin University).
  • Практический подход к освоению академических компетенций: студенты осваивают навыки исследовательской работы, академического письма и научной коммуникации в ходе практической работы по подготовке собственных академических продуктов — рецензий, публикаций, выступлений на российских и международных конференциях и семинарах.
Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Позитивная психология»

Перейти к содержанию программы