Костенко Василий Юрьевич
- Старший научный сотрудник:Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации
- Доцент:Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Академический руководитель образовательной программы:Позитивная психология
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
- Научно-педагогический стаж: 11 лет.
Образование, учёные степени
- 2017Кандидат психологических наук
- 2011
Специалитет: Орловский государственный университет, специальность «Психология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2022. Антикризисные цифровые коммуникации в приемной кампании. Июнь, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург.
2020. Предпринимательское мышление и поддержка предпринимательских проектов студентов. Май-июнь, НИУ ВШЭ, Москва.
2018. Способствовать росту. Процессы изменения, сопровождающие психотерапию и консультирование. 26-30 Апреля, Общество логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International), Дрезден, Германия.
2017. Анализ данных в социальных науках (АнДан). 23 июля - 6 августа 2017, РОО "Летняя школа", Подмосковье.
2015. Произношение и интонация в публичном выступлении на английском языке. Октябрь 2015 - февраль 2016, НИУ ВШЭ, Москва.
2014. Осенняя школа по анализу данных. Углубленные методы математического анализа данных психологических исследований. 20 - 28 октября 2014, УЦ Вороново, Москва.
2014. Stanford Online. Writing in the Sciences. Сентябрь - ноябрь 2014, Онлайн курс
2012. GESIS Summer School on Survey Methodology: Web Surveys. 11 - 25 Августа 2012, Кёльн, Германия

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2017-2018)
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Назина Е. Д. Мета-синтезис моделей личностных изменений в контексте жизненных событий (aспирантура: 1-й год обучения)
- 2Корчагина А. П. Способности к саморегуляции на разных уровнях развития эго (aспирантура: 1-й год обучения)
- 3Гришутина М. М. Возможное Я как фактор субъектности личности (aспирантура: 3-й год обучения)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Академические подходы к исследованию личности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Практикум: Проектирование и измерение в исследованиях психологии личности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Теории личности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; направление "37.03.01. Психология", направление "37.03.01. Психология"; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Академические подходы к исследованию личности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Практикум: Проектирование и измерение в исследованиях психологии личности (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Проектный семинар "Прикладная позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар "Прикладная позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Профессиональное развитие психолога (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Развитие личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Теории личности 1 (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1 модуль)Рус
- Теории личности 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектный семинар "Прикладная позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Развитие личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Теории личности 1 (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1 модуль)Рус
- Теории личности 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)Рус
Гранты
2020-2022. Диагностика развития личности методом неоконченных предложений: концептуальные вопросы и статус рейтера. Конкурс РНФ "Проведение инициативных исследований молодыми учеными" (руководитель).
2019-2021. Развитие личности студентов с инвалидностью в условиях инклюзивного дистанционного обучения. Основной конкурс РФФИ (исполнитель).
2017-2019. Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости: психологические механизмы, индикаторы и траектории. Основной конкурс РФФИ (исполнитель).
2016-2017. Исследование индивидуально-психологических особенностей родительства в биологической и замещающей семье с особым ребенком. Основной конкурс РГНФ (исполнитель).
2014-2016. Роль внутреннего диалога и саморефлексии в личностной саморегуляции, самоотношении и саморазвитии. Конкурс поддержки молодых ученых РГНФ (исполнитель).
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук
Костенко В. Ю. Рефлексивные предпосылки личностной зрелости
Публикации26
- Статья Osin E. N., Voevodina E., Kostenko V. A growing concern for meaning: Exploring the links between ego development and eudaimonia // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. Article 958721. doi
- Статья Grishutina M., Kostenko V. Variety of Possible Selves: The Role of Agency and Empirical Evidence Review // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2022. Vol. 19. No. 2. P. 405-423. doi
- Статья Кузьмина А. А., Лифшиц М. А., Костенко В. Ю. Методы компьютерной лингвистики и обработки естественного языка: возможности и ограничения для задач психологии личности // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 1. С. 104-115. doi
- Препринт Osin E.N., Voevodina E. Y., Kostenko V. Yu. Eudaimonia Involves Complexity: Ego Development And Eudaimonic Functioning / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP 34/EDU/2016 "Higher School of Economics Research Paper". 2021. No. WP BRP 125/PSY/2021. doi
- Статья Митина О. В., Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Костенко В. Ю., Кошелева Н. В. Осознанность в структуре саморегуляции: структура и психодиагностические возможности методики оценки осознанного присутствия (МООП) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2021. Т. 14. № 76. Статья 7.
- Статья Клейн К. Г., Костенко В. Ю. Самодетерминация в романтических отношениях: адаптации опросника и уточнение конструкта // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2021. Т. 14. № 78. Статья 5.
- Глава книги Воеводина Е. Ю., Костенко В. Ю. Теория развития эго Лёвинджер: Соответствие с имплицитной теорией развития личности // В кн.: Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст. РГГУ, 2021. С. 184-187.
- Статья Гришутина М. М., Костенко В. Ю. Возможное и невозможное «Я»: уточнение конструктов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9. № 3. С. 268-279. doi
- Статья Клейн К. Г., Леонтьев Д. А., Костенко В. Ю., Осин Е. Н., Тараненко О. А., Кошелева Н. В. Переживания в разных видах деятельности: временная динамика и содержательная валидность // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 47-57. doi
- Глава книги Леонтьев Д. А., Костенко В. Ю. Самореализация личности: теоретические контексты и жизненный смысл // В кн.: Психология личности: Пребывание в изменении. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019. Гл. 9. С. 283-303.
- Статья Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Субъективное здоровье в поле проблем психологии и психиатрии // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2019. Т. 51. № 4. С. 98-101.
- Глава книги Kostenko V., Leontiev D. The contribution of self-reflection and inner dialogue to personality development, in: Dialogical Self: Inspirations, Considerations and Research. Lublin : Towarzystwo Naukowe Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego Jana Pawła II, 2018. Ch. 9. P. 155-171.
- Статья Ишанов С. А., Осин Е. Н., Костенко В. Ю. Личностное развитие и качество уединения // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. С. 30-40. doi
- Статья Костенко В. Ю., Гришутина М. М. Невозможное Я: предварительное исследование в контексте теории Хейзел Маркус // Пензенский психологический вестник. 2018. № 1. С. 126-148. doi
- Глава книги Костенко В. Ю., Корчагина А. П. Ресурсы саморегуляции в их связи с развитием личности // В кн.: Личность в эпоху перемен: Материалы международной научно-практической конференции 17-18 декабря 2018 / Под общ. ред.: Е. Патяева, Е. И. Шлягина. Смысл, 2018. С. 221-224.
- Статья Leontiev D., Lebedeva A., Kostenko V. Pathways of Personality Development: Following Lev Vygotsky’s Guidelines // Educational studies. 2017. No. 2. P. 98-112. doi
- Глава книги Костенко В. Ю., Гришутина М. М. Возможные Я и их связь с конструктивной и неконструктивной рефлексивностью личности // В кн.: Материалы съезда Российского психологического общества Т. 2. Каз. : Издательство Казанского университета, 2017. С. 399-400.
- Глава книги Костенко В. Ю., Лебедева А. А. Подход Л.С. Выготского как пространство для диалога современных теорий развития личности // В кн.: Материалы съезда Российского психологического общества Т. 1. Каз. : Издательство Казанского университета, 2017. С. 86-87.
- Глава книги Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Родительская позиция в отношении особого ребенка как ресурс его развития // В кн.: Доступная образовательная среда: опыт создания, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемеровово, 01 февраля-31 марта 2017 года / Под общ. ред.: Е. Пахомова, А. Чепкасов, Л. Чванова, О. Красношлыкова, Т. Игонина, Л. А. Александрова. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2017. С. 171-179.
- Статья Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 98-112. doi
- Статья Костенко В. Ю., Леонтьев Д. А. Взгляд на себя со стороны: роль рефлексии и самодетерминации в развитии личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2016. № 3. С. 97-108.
- Статья Костенко В. Ю. Возможное Я: Подход Хейзел Маркус // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 421-430.
- Глава книги Костенко В. Ю. Проблема психометрической проверки методик с выбором номинативного варианта ответа (на примере опросника личностной зрелости Ю.З. Гильбуха) // В кн.: Современная психодиагностика России: Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2 т. / Отв. ред.: Н. Батурин. Т. 1. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015. С. 149-154.
- Глава книги Костенко В. Ю. Рефлексивные процессы на различных уровнях развития личности // В кн.: V Международная научная конференция «Психология индивидуальности»: сборник материалов / Сост.: А. С. Елисеенко; под общ. ред.: В. Д. Шадриков, В. А. Ключарёв, Д. А. Леонтьев, Е. Б. Старовойтенко, А. К. Болотова, И. Н. Семенов, В. П. Серкин, А. В. Россохин, А. Н. Татарко, Б. В. Чернышев, В. А. Штроо, Н. Ю. Новицкий, О. Н. Молчанова, А. С. Елисеенко, С. С. Кургинян. М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2015. С. 520-522.
- Статья Костенко В. Ю. Методика диагностики индивидуальных особенностей, препятствующих саморазвитию личности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2013. № 4 (54). С. 419-423.
Конференции
- 2019Психологические проблемы: характеристики, принципы классификации и диагностики (Ереван). Доклад: Subjective health: the implicit theory and links to personality resources
- International Meaning Conference (London). Доклад: Psychometric and implicit meaning of personality development: findings from qualitative and quantitative studies
Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы психологической науки» PSY – Вышка (Москва). Доклад: «Мотивационные аспекты Возможных Я: исследование в рамках теории самодетерминации и экзистенциального подхода»
- 2018International Symposium "Happiness beyond well-being" (Москва). Доклад: Through the lens of personality development: Where mindfulness and self-reflection come into balance?
- Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili» (Москва). Доклад: Ресурсы саморегуляции в их связи с развитием личности
- Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы психологической науки» PSY – Вышка (Москва). Доклад: «Возможные Я в романтических отношениях»
- 201717th Biennial Conference of the International Society for Theoretical Psychology (Tokio, Japan). Доклад: Further evidence for Vygotsky's laws of personality development
- 9th SELF Biennial International Conference (Melbourne, Australia). Доклад: Impossible selves: empirical specification of H. Markus' Possible selves theory
Всероссийский психологический форум / Съезд Российского психологического общества (Казань). Доклад: Подход Л.С. Выготского как пространство для диалога современных теорий развития личности
- 20169th International Conference on Dialogical Self (Lublin, Poland). Доклад: The contribution of self-reflection and inner dialogue to ego development
- II Международный семинар "Психология диалога и мир человека" (Уфа). Доклад: Внутренняя диалоговая активность и рефлексивные процессы на различных уровнях развития личности
- 2015III Всероссийская конференция по психологической диагностике (Челябинск). Доклад: Проблема психометрической проверки методик с выбором номинативного варианта ответа
- 20131st World Conference on Personality (Stellenbosch, South Africa). Доклад: Using the Internet in longitudinal personality research: advantages and restrictions
Опыт работы
С 2012 года работаю в лаборатории позитивной психологии под руководством Д.А. Леонтьева (вначале в научно-учебной группе позитивной психологии и качества жизни, затем — в Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации); с 2020 г по наст. вр. — доцент департамента психологии, академический руководитель магистерской программы "Позитивная психология". Руководитель академических и прикладных наукоемких проектов, разработчик программ дополнительного профессионального образования.
Информация*
- Общий стаж: 10 лет
- Научно-педагогический стаж: 11 лет
Полномочия / обязанности
Академическое руководство образовательной программой магистратуры "Позитивная психология". Руководство прикладными проектами. Проведение научных исследований по вопросам развития личности.
Поздравляем победителей за участие в грантовой и стипендиальной программе фонда Владимира Потанина
В этом году от НИУ ВШЭ в стипендиальном конкурсе приняли участие 219 человек, в грантовом конкурсе для преподавателей магистратуры - 17 человвек. Победителями стали 70 заявок, в том числе преподаватели и студенты департамента психологии
Достижение счастья у психологически зрелых людей связали со смыслом жизни
Остальным достаточно простых удовольствий и комфорта
Студенты от курса к курсу теряют психологическое благополучие
Психологам нужно разработать такие интервенции, которые помогли бы студентам сохранять психологическое благополучие на протяжении всей учебы в вузе. Пока есть основания считать, что его уровень постепенно падает от первых курсов к последним. Это только предварительные выводы, сделанные на основе Мониторинга студенческой жизни Вышки за несколько лет: исследования будут продолжены. Об этом рассказали психологи на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который был объединен с открытым семинаром ВШЭ по образованию.
Психологи Вышки об образовании, науке и практике: осенний День открытых дверей департамента психологии
Дважды в год, осенью и весной, департамент психологии в своем здании на Армянском переулке проводит Дни открытых дверей. Осенний прошел 26 ноября. Сотрудники департамента и студенты образовательных программ бакалавриата и магистратуры знакомили гостей с психологическим образованием, наукой и практиками психологов Вышки.
Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы
Еще недавно тема психологического благополучия не была в фокусе внимания исследователей образования и вузовских управленцев. Многое изменила пандемия, которая обострила склонность студентов к стрессам и депрессиям. В этом году вопросы благополучия стали главными на конференции исследователей высшего образования, а теперь их обсудили и на вторничном семинаре Инобра, совмещенном с семинаром стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Психологи Мария Чумакова и Василий Костенко измерили, как меняется картина благополучия на материалах вышкинского Мониторинга студенческой жизни за последние четыре года.
Как это часто бывает, у экспертов есть хорошая и плохая новости. Хорошая: самочувствие студентов не зависит от подразделений, программ или направлений, то есть, по крайней мере, у Вышки нет факультетов, которые нагоняли бы тоску. Плохая: чем дольше студенты учатся, тем неувереннее себя чувствуют.
Учиться в Вышке на психолога: основные факты и события дня открытых дверей департамента психологии
26 марта 2022 года в департаменте психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ прошел День открытых дверей образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Психология».
Сотрудники и стажёры Лаборатории лингвистической конфликтологии вошли в состав межфакультетской проектной группы, которая занимается изучением проявления личности в тексте
В группе они будут заниматься выявлением лингвистических маркеров уровня развития личности с помощью методов компьютерной лингвистики
Магистерская программа «Позитивная психология» проводит первый набор в этом году
На факультете социальных наук 22 июня стартует прием документов на единственную российскую программу в области позитивной психологии. О возможности получения двойного диплома, особенностях обучения и траектории поступления — в материале новостной службы портала.
When There Is No One Around
How solitude differs from loneliness
Когда вокруг никого
Чем уединение отличается от одиночества