• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподаватель летней психометрической школы 2023 Лидия Добрия рассказывает о важности поддержки и дружбы с коллегами и профессорами на пути в психометрику

Студенты магистерской программы "Обучение и оценивание как наука" взяли интервью у профессора математики в колледже Уилбура Райта в Чикаго Лидии Добрии в рамках летней психометрической школы 2023 в г. Ереван, Армения.

- Доброе утро, Лидия. Мы проводим серию интервью с участниками летней психометрической школы для наших однокурсников и всех, кто интересуется психометрикой. Можно попросить вас представиться?

Я профессор математики в колледже Уилбура Райта в Чикаго, штат Иллинойс, в котором преподаю курсы математики и статистики. Также я веду курс по измерениям и углубленной статистике в Иллинойском университете в Чикаго (UIC). Кроме того, я являюсь внештатным консультантом по психометрике в разных проектах, отвечаю за анализ рейтинговых шкал, анализ эффективности, калибровку банка заданий, судебно-медицинский анализ тестов и т.д.

-Как вы пришли в психометрику?


Я узнала о психометрике совершенно случайно. Мой коллега-профессор статистики посещал курс профессора Бенджамина Райта в Чикагском университете и позвал меня на “открытый класс”, куда студенты могли приводить гостей, интересующихся психометрикой. Моему коллеге потребовалось два года, чтобы уговорить меня посетить один из таких классов. 
Уже после первого занятия я была абсолютно очарована этим предметом. Психометрика, на мой взгляд, это статистика, имеющая осмысленное применение – измерение невидимых вещей.
Чтобы узнать больше о психометрике, я записалась на курс анализа рейтинговых шкал, который вел профессор Эверетт Смит из Иллинойского университета в Чикаго (UIC). Курс был сложным и интересным одновременно. Сложным потому, что я перескочила через все обязательные курсы и не обладала необходимыми знаниями (например, полным пониманием терминов “надежность” и “валидность”). Но это оказалось так интересно! На курсе мы узнали о модели Раша и об анализе рейтинговых шкал. Я понятия не имела, что возможен такой глубокий анализ данных. 
Одновременно с этим сложность курса заставила меня задуматься, подходит ли мне вообще психометрика. К счастью для меня, профессор убедил меня, что у меня получится, несмотря на все сложности. Благодаря его поддержке я осталось на курсе и очень этому рада. 

Осенью 2001 года я официально поступила на программу по измерению, оценке и статистике (MESA) в Иллинойском университете в Чикаго (UIC) . Я была одним из первых десяти студентов, которые поступили на нее. Программа открыла для меня мир фантастических возможностей! Например,  благодаря межуниверситетскому сотрудничеству я могла посещать курсы Бенджамина Райта и Майка Линакра в Чикагском университете. 

Год спустя профессор Кэрол Майфорд присоединилась в качестве “звезды” и привнесла в программу свой обширный практический опыт. Я посещала ее курсы по оценке программ, ассессменту и применению многофасетных моделей Раша, что стало одним из моих основных научных интересов. Профессор Джордж Карабатсос также присоединился к программе MESA примерно в то же время и начал преподавать курсы по IRT, иерархическому линейному моделированию и непараметрической статистике. Все это расширило мои исследовательские интересы и помогли мне понять, что психометрика – это мое.

Иногда трудно объяснить, что такое психометрика. Как бы вы описали это кому-нибудь новому в этой области?

Психометрика – это наука об измерении скрытых личностных качеств, которые не могут быть измерены напрямую. Она направлена на количественную оценку различных человеческих характеристик, таких как психологические черты, способности, установки и поведение.

Например, подумайте об измерении математических способностей. Скорее всего, это можно было бы сделать с помощью теста. Сразу же приходят на ум некоторые важные вопросы. Справедлив ли тест? Получают ли учащиеся с одинаковыми математическими способностями одинаковый балл? Валиден ли тест? Измеряет ли он только математические способности или другие базовые способности, такие как способность читать и интерпретировать письменный текст? Оценивали ли эксперты ответы учащихся? Если да, то были ли различия между уровнем строгости рейтеров (rater) при выставлении оценки и повлияли ли эти различия на оценки учащихся? Имело ли значение, какой балл был получен за ответы на тест? Психометрика – это область исследований, которая может ответить на подобные вопросы.

В Соединенных Штатах психометрика имеет широкое применение. Психометрика используется в образовании для оценки и исследований. Она также широко используется в психологии, социальных науках, управлении персоналом, маркетинговых исследованиях и государственной политике.
Поскольку психометрика так важна в этих и многих других областях спрос на специалистов-психометриков велик не только в США, но и, я полагаю, во всем мире.

Студенты программы с Лидией Добрий
Студенты магистерской программы SOLA

Наши студенты только начинают свой путь в психометрике. Что бы посоветовали им?

Опыт каждого человека индивидуален, и каждый путь сопряжен со своими уникальными трудностями. Но, если поделиться некоторыми вещами, которые помогли мне, я бы упомянула следующее:

1. Найдите тему, которая вас интересует, и узнайте о ней все, что сможете.
Почему вы хотите изучать психометрику? Что вас интересует? Это разработка тестов? Это анализ рейтинговых шкал? Предвзятость в оценке и ее влияние на баллы? Найдите что-то, что вызывает у вас наибольший интерес, и приступайте к изучению всего, что только можно узнать по этой теме. 

Вы можете подумать: “Я мало что знаю в психометрике; откуда мне знать, на чем сосредоточиться?” Начните в общих чертах с изучения основ измерений и очень хорошо их изучите. Затем, по мере того как вы будете сталкиваться с разными темами, сужайте круг своих интересов, пока не найдете “ту самую”. 

Короче говоря, основательно изучите основы и оставайтесь любознательным.
В моем случае, после нескольких курсов по анализу рейтинговых шкал, я узнала об анализе эффектов рейтеров и их влиянии на оценки учащихся. Фантастические лекции Кэрол Майфорд на эту тему вызвали у меня большой интерес. Позже, в своем курсе по иерархическим моделям, Джордж Карабатсос представил модель Раша как многоуровневую модель. Это навело меня на мысль, что можно было бы сделать то же самое с многофасетной моделью Раша, и поэтому пересечение IRT и иерархических моделей стало моим основным исследовательским интересом.

2. Найдите наставника и наладьте прочные отношения со своими коллегами.
Одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать для своего профессионального развития, – это найти научного руководителя. Сложно переоценить, насколько большое влияние может оказать отличный научный руководитель на вашу карьеру.

Лично мне посчастливилось иметь профессоров, которые инвестировали в меня и помогли сформировать мой путь. Однако наибольшее влияние на мою профессиональную и личную жизнь оказала Кэрол Майфорд, которая стала моим наставником и осталась другом на всю жизнь.

Отличный наставник не просто обучит вас контенту, он будет некоторое время сопровождать вас и помогать ориентироваться в порой неспокойных водах той области, в которую вы вступаете. Они могут научить вас писать публикации, выступать на конференциях, писать гранты, подавать заявки на работу и т.д. Проницательность наставника бесценна. Поставьте перед собой задачу найти его как можно скорее.

Во-вторых, подружитесь со своими коллегами. Они находятся в том же путешествии, что и вы, и понимают, как никто другой, каково это – идти по тому пути, по которому идете вы. Будьте командным игроком. Оставляйте и получайте отзывы о проектах. Прочтите статьи вашего коллеги и научитесь щедро делиться своими идеями. Психометрика - это командный вид спорта. Отличное сотрудничество приводит к отличным результатам.

3. Обращайтесь за поддержкой.
Когда я начинала аспирантуру, я преподавала полный рабочий день, и у меня было двое маленьких детей. Мой муж тоже учился в аспирантуре и работал полный рабочий день; временами дела шли очень тяжело. Но мне очень повезло в том, что у меня была фантастическая поддержка и понимание. У меня была любящая семья, которая пошла на большие жертвы, чтобы помочь мне пройти программу, и понимающие профессора, которые были готовы работать со мной, когда жизнь становилась слишком сложной.

Если, как гласит пословица, “нужна деревня, чтобы вырастить ребенка”, то уж точно “нужна деревня, чтобы человек закончил магистратуру по психометрике”. Не бойтесь просить о помощи. Вы будете удивлены тем, как много людей захотят поддержать ваши усилия. В свою очередь, ваши успехи станут и их успехами.


Удачи вам всем!

 

Летняя психометрическая школа 2023
Студенты магистерской программы SOLA