• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как оценить эффективность научно-технологической политики?


5 апреля
руководитель отдела Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации Дмитрий Коротков выступил с лекцией «Измерение научно-технологической политики» для студентов первого курса магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Свою лекцию о научно-технологической политике Дмитрий начал с риторического вопроса об эффективности одних инструментов и неэффективности других в процессе достижения определенных целей. Для более глубоко понимания данного вопроса спикером было предложено обозначить четкие границы таких понятий, как «стратегия», «действие», «цель», «итог». Самым главным компонентом в ходе реализации стратегии является цель, в то время как действие выполняет инструментальную функцию. Однако важно понимать, что цель и итог стратегии могут не совпадать. Для более наглядной иллюстрации данных категорий Дмитрий показал несколько видеороликов из английских фильмов и американского сериала «Во все тяжкие».
 
Убедившись, что все присутствующие имеют схожее представление о процессе планирования и реализации стратегий, Дмитрий перешел к обсуждению целей научно-технологических стратегий различных стран ОЭСР. Как правило, цели большинства стран выражены в приоритетном  технологическом и инновационном развитии. К примеру, цель научно-технологической политики Великобритании емко сформулирована в одном предложении: «Сделать страну самым лучшим местом для инноваций в мире».
Далее Дмитрий перевел фокус лекции на российскии реалии, остановившись подробнее на системе оценки эффективности реализуемого курса научно-технологической политики в стране.

По мнению спикера, существуют 5 групп основных индикаторов анализа эффективности той или иной стратегии: финансовые показатели, качество реализованных проектов, спрос на эти проекты, синергия с международными проектами, степень соответствия целей и полученных результатов. По словам Дмитрия, существуют различные методики применения данных индикаторов, однако для достижения более реалистичных результатов данные группы показателей используются в комбинации друг с другом. К примеру, подобным образом оценивается эффективность работы институтов развития Министерства образования и науки Российской Федерации. Дмитрий отметил, что это достаточно сложная методика, выявляющая результаты на основе детального опросника, содержащего практически весь спектр показателей.

В ходе лекции студенты проявили активное участие и задали несколько вопросов относительно других метрик, используемых для измерения эффективности научно-технологической политики. В частности, аудитория интересовалась использованием индексов цитируемости. Дмитрий отметил, что индексы цитируемости также являются действенным инструментом в ходе измерения научно-технологической политики, приведя в качестве примера использование индекса Хирша. Кроме того, спикер подробнее рассказал о таком проекте, как «Карта Российской Науки», который представляет собой классификацию и визуализацию данных о 37 109 российских научных публикациях из системы Scopus компании Elsevier с 2007 по 2016 год.


Дмитрий Коротков – кандидат физических наук (НИЯУ МИФИ), магистр EuropeanStudies (МГИМО), возглавляет отдел Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации.



Подготовили Анна Кокарева и Эльза Ганеева.