• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция научно-исследовательского семинара


Научно-исследовательский семинар магистерской программы  обеспечивает методическую поддержку студентам для написания курсовых работ на первом курсе магистратуры и выпускной квалификационной работы (ВКР) на втором курсе.

 

Цель и задачи семинара

Основная цель научно-исследовательского семинара – выработать и закрепить у магистрантов навыки и компетенции научно-исследовательской работы, а также повысить эффективность их самостоятельной научной и исследовательской работы, необходимой для успешной подготовки курсового и дипломного проектов.

 

Основные задачи научно-исследовательского семинара:

1.   Обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ.

2.   Обсуждение проектов и готовых научных или исследовательских работ студентов.

3.   Выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.

4.   С самого начала научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку ВКР. Промежуточной формой ее подготовки в рамках первого года обучения является написание курсовой работы.

 

Порядок организации семинара

Научно-исследовательский семинар проводится в течение 1 модуля первого года обучения и 2  модулей второго года обучения. Научно-исследовательский семинар проходит один раз в неделю по утвержденному расписанию. Посещение занятий для студентов обязательно. Задолженность по научно-исследовательскому семинару (НИС) приравнивается к обычной академической задолженности.

 

Тематические блоки семинара

Целями освоения НИСа первого года обучения являются:

  • включение магистров в научно-исследовательскую работу;
  • освоение технологий презентаций результатов научных исследований;
  • подготовка устных защит по темам курсовых работ.

НИС второго года обучения направлен на совершенствование умения организации самостоятельной исследовательской работы, а также навыков публичного выступления, разработки и аргументированной защиты исследовательского проекта магистерского уровня, ведения научной дискуссии.

НИС состоит из четырех блоков:

  • критический анализ эмпирических исследований и подготовка презентаций обзора литературы и отзывов дискуссантов по выбранным темам в рамках научных интересов преподавателей семинара из числа ведущих исследователей ИСИЭЗ;
  • гостевые лекции ведущих исследователей и аналитиков международных исследовательских организаций в сфере "Наука, техника и инновации";
  • мастер-классы ведущих исследователей ИСИЭЗ по разработке, подготовке, написанию, управлению исследовательским проектом;
  • написание магистрантами исследовательских проектов, посвященных их ВКР, и устная предзащита этих проектов перед руководителями ВКР и преподавателями Департамента образовательных программ ИСИЭЗ.

Первый блок позволяет развить такие академические навыки студентов, как критическое чтение научно-исследовательской и аналитической литературы, реферирование источников, критический анализ количественных и качественных методов исследования, особенности работы с базами данных, а также навыки публичных выступлений в академическом сообществе и выстраивания не только собственной линии аргументации, но и конструктивного и эффективного диалога с коллегами по научной проблематике.

Второй блок семинара призван вовлечь студентов в понимание международного дискурса и актуальности исследовательской деятельности, а также проверки устойчивости результатов эмпирических исследований и их практической апробации для целей государственной политики в сфере "Наука, технологии и инновации".

Третий блок позволяет студентам отработать основные этапы подготовки и проведения публичного академического выступления, а также этапы организации и проведения научного исследования. Особое внимание уделяется этическим вопросам организации и осуществления научно-исследовательской деятельности студентов с учетом кодексов этики ведущих университетов, исследовательских организаций и требований магистерской программы.

Четвертый блок является ключевым в программе курса и направлен на закрепление пройденного материала, а также подготовку студентов к эффективной самостоятельной организации собственного научного исследования. Этот блок включает в себя предзащиту исследовательских проектов  студентов перед своими коллегами, руководителем ВКР и преподавателями Департамента образовательных программ ИСИЭЗ, а также приглашенными исследователями ИСИЭЗ. Студенты готовят в письменной форме пятистраничный проект магистерского исследования, освещая такие вопросы, как исследовательская проблема/вопрос, актуальность и оригинальность, практическая и теоретическая значимость, обзор литературы, гипотезы, методология, данные, ожидаемые результаты исследования, список литературы (не менее 10 ключевых источников по выбранной теме магистерского исследования). Кроме того, в рамках этого блока семинара они выступают как в роли дискуссанта, так и докладчика исследовательского проекта.

 

Отчетность  магистрантов по научно-исследовательскому семинару

На первом курсе итоги НИСа подводятся в конце 4 модуля в виде устных защит курсовых работ студентов.
На втором курсе студенты отчитываются в письменной или устной форме по каждому блоку программы курса. Ряд домашних заданий предполагает запись роликов с устными презентациями студентов. Написание и открытая предзащита исследовательских проектов является обязательным критерием для получения оценки по курсу. Кроме того, руководители НИСа поощряют студентов за регулярную посещаемость занятий. В рамках курса предусмотрен конкурс студенческого эссе  по материалам лекций приглашенных зарубежных исследователей. Работы лучших студентов  размещаются на сайтах магистерской программы и ИСИЭЗ.

 

Руководство семинаром

Руководство в разных модулях может осуществлять один из руководителей семинара, назначаемого Департаментом образовательных программ ИСИЭЗ. Основными формами проведения семинара являются семинарские занятия в аудитории в НИУ ВШЭ, а предзащита исследовательских проектов - в форме открытых коллоквиумов.