• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сети делового партнёрства


24 ноября 2015 г. профессор Николаc Вонортас из Университета Джорджа Вашингтона и ИСИЭЗ НИУ ВШЭ прочитал лекцию студентам второго года магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» о сетях делового партнерства - важном явлении в современном деловом мире. В ней рассматривался краткий обзор тематики, преимущества и недостатки делового партнерства, виртуальная база знаний и т. д.

 

1. Что такое деловое партнёрство?

Промышленные сети и кластеры доказали свою эффективность в качестве «движущей силы» бизнеса, способствуя внедрению и развитию инноваций, которые, в свою очередь, совершенствуют и ускоряют выход продуктов и услуг на рынок. Наиболее важными факторами успеха их развития являются интенсивное сотрудничество, распространение на глобальном уровне и устойчивые инновации1. В последние десятилетия деловые партнерства играют значительную роль в международном бизнесе, заработав популярность уже в 1970-х годах. Эта тенденция может быть особенно заметна в высокотехнологичных отраслях. Действительно, деловое партнерство или сотрудничество не являются новыми понятиями. Кажется, что идея сотрудничества сместила периферические интересы фирмы к основным функциям, а корпорации отказались от участия в уставном капитале в пользу неакционерных форм сотрудничества. Важно также отметить быстрый темп развития сотрудничества, которое все больше фокусируется на создании, обмене и/или адаптации новых технологий2.

В современном мире бизнес-партнерство стало важным фактором успеха, формулируемым соглашением, по которому две или несколько независимых фирм разделяют приверженность достижению общей цели путем объединения их ресурсов и координации их деятельности3. Профессор Вонортас расширил это определение, пояснив различные возможные примеры из форм альянсов; например, это IT аутсорсинг в случае Xerox и EDS, франшизы в случае отелей сети Мариотт, нефтеперерабатывающие заводы в случае Pertole de France и Tierra del Fuego и др. В этих примерах было отмечено, что в настоящее время практически все производители работают в альянсах. Наконец, отличным примером может быть компания Apple – она не производит электронику самостоятельно, а имеет сотни компаний-поставщиков и вторичных производителей. Роль Apple в данном альянсе базируется на ее «ключевой компетенции» – дизайне и продвижении продуктовой линейки Apple.

2. Для чего нужны деловые партнёрства?

Профессор Вонортас отметил, что такие характеристики партнерских отношений, как гибкость, скорость работы, неформальность и экономические аспекты, стали крайне важны в современных и быстро меняющихся условиях, мотивирующих фирмы на создание альянсов в результате целого ряда причин. Среди них были отмечены, в частности доступ к продукции и финансовым рынкам, совместные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и риски, достижения политических и правовых преимуществ принимающих стран, взаимодополняющие ресурсы и навыки компаний-партнёров и др.

Лектор также отметил, что конкурентное давление со стороны бизнеса спровоцировало создание альянсов по типу образования компаний. Один из удачных примеров, демонстрирующих преобладание альянсов, - это феномен японских компаний, которые показали быстрый рост со второй половины 20-го века. Координация, доверие, тесная связь между управленческими организациями и огромное количество окружающих поставщиков дали японским альянсам сильные конкурентные преимущества в виде быстрой реакции на изменяющиеся условия и высокий технологический уровень на каждом этапе производства. Это сделало компании лидерами в автомобильной промышленности и электронике.

3. Значение сетей при разработке мер государственного регулирования

Как отметил профессор Вонортас, структура и производительность различных сетей привлекли большое внимание исследователей. Он подчеркнул, что, к сожалению, в настоящее время в большинстве базовых книг по микроэкономике фирмы рассматриваются и изучаются как отдельные единицы, которые принимают решения самостоятельно. Однако в реальности компании не работают в одиночку: они встроены в различные отношения с другими участниками рынка. Создание сетей и сокращение границ между компаниями также важны для разработки политических мер регулирования; понимание использования сетей подразумевает понимания процессов, потоков знаний между отечественными и зарубежными представителями, которые стали стратегическим вопросом в экономиках, основанных на знаниях.

Стратегические сети потенциально предоставляют предприятиям информацию, ресурсы, рынки и технологии, а также преимущества обучения, масштаба и сферы экономики. Кроме того, они позволяют компаниям достичь таких стратегических целей, как разделение рисков и аутсорсинг цепочки наращивания стоимости и организационных функций.

Источником актуальных данных для построения стратегических альянсов могут служить результаты патентного анализа, в частности, анализа цитируемости патентовладельцев. После изучения подобных данных компании становятся более подготовленными к выстраиванию взаимоотношений с потенциальными партнёрами. Бизнес альянсы позволяют предприятиям занять более сильную позицию на рынке, а также служат основой для создания виртуальных баз знаний. Однако стоит отметить, что расширение партнёрств в рамках одного альянса чревато созданием монополий вследствие высоких входных барьеров для новых компаний. Альянс, монополизирующий рынок, может возникнуть, например, как следствие излишней запатентованности определенной исследовательской сферы. Последнее затрудняет вход на рынок компаниям-новичкам.  

Профессор Вонортас, кроме того, уделил особое внимание двум типам стимулов, которые побуждают компании на создание альянсов. Первый из них заключается в желании повысить производительность компании и ускорить производственный процесс, тогда как второй стимул проявляется в потребности компании доминировать, и как следствие, расширить своё влияние на рынке посредством многочисленного патентования или использования других инструментов защиты интеллектуальной собственности.               

4. Хабы знаний


Следующей частью лекции стала дискуссия о построении и значении виртуальных баз знаний. Подобные базы знаний, в иностранных источниках называемые хабами (knowledge hubs), представляют собой специфическую сеть взаимосвязанных теорий, институтов и событий, которая позволяет странам систематически приобретать новые знания путём обмена опытом между местными и международными партнёрами с целью ускорения социального и экономического развития.

Профессор Вонортас продемонстрировал, что для исследовательских целей, альянсы удобнее всего представлять в виде графов. При этом, узлы графов символизируют компании, а связи между ними – цитирования патентов или отношения по передаче прав пользования какой-либо интеллектуальной собственностью. 

Существуют множество различных видов баз знаний, но эффективность их всех может быть измерена с использованием одинаковых критериев: качество накопленных знаний (чаще всего анализируется содержание патентов) и межинституциональных информационных потоков (скорость распространения знаний по коммуникативным сетям).    

С помощью анализа графов может быть получена максимально подробная информация о сетях: ключевые узлы, степень близости, число агентов, распределение взаимосвязей и т.д. Однако общая информация об альянсах при применении теории графов к результатам патентного анализа может быть неполной. Этот недостаток обосновывается неполнотой информации, содержащейся в патентах.    

Таким образом, стоит отметить, что концепция бизнес-альянсов была рассмотрена профессором Вонортасом как с теоретической, так и с практической стороны. Множество примеров широко известных международных компаний были приведены для иллюстрации каждого свойства альянса, а также для объяснения причин принятия компаниями решений о создании и расторжении партнёрства.

Подготовили Тохэтицзян Байхэти и Алина Кадырова.

Отзывы студентов о лекции проф. Вонортаса

Алина Кадырова:
"Количественные методы исследования, представленные профессором Вонортасом, были ценны для аудитории, так как помогли сформировать понимание охвата исследования и «узких мест» в уже существующих работах. Интерактивный формат работы со студентами, внимательное и открытое взаимодействие со слушателями облегчили понимание теории стратегических альянсов и мотивировали меня на дальнейшее углубление знаний в данной сфере". 

Тохэтицзян Байхэти:
"После лекции профессора Вонортаса я был не только впечатлен преимуществами заключения бизнес-партнёрств (совестный капитал, гибкость, обмен опытом, процесс принятия решений), но и хорошо осведомлён о возможных негативных последствиях (разногласия, совместная ответственность, осложнённое налогообложение, распределения прибыли). В случае если компании, создающие альянс, не оговорили данные аспекты партнёрского ведения бизнеса, то подобное взаимодействие не принесёт партнёрам конкурентного преимущества, а возможно, и осложнит ведение дел. Я вынес из лекции, что бизнес-партнёрства должны заключаться грамотно и с пониманием возможных последствий".    

Кирилл Дзюба:
"Могу сказать, что мне действительно понравилась лекция этого прекрасного спикера. Создание партнёрств является популярным и эффективным методом по распределению рисков, издержек и инвестиционных обязательств для компаний. При этом стоит понимать, что партнёрская сеть есть ни что иное как один крупный альянс – сложная и развитая система взаимоотношений. Прошедшая лекция, отвечающая на вопросы как и для чего фирмы взаимодействуют, была для меня чрезвычайно интересна, и профессору Вонортасу удалось осветить её максимально подробно. По моему мнению, тема лекции очень значима и может быть расширена до создания отдельного учебного курса".    

Екатерина Тертышная:
"По моему мнению, эта лекция была необходима всем студентам программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций», так как в ней содержались ответы на многие вопросы о создании бизнес-альянсов, которые помогли углубить знание студентов по теме и дали возможность поучаствовать в обсуждении. Эта лекция была дана профессором Вонортасом – значимым исследователем в сфере науки, технологий и мер государственного регулирования. Я благодарю магистерскую программу за этот ценный опыт".

Перевод материала с английского языка подготовили Елена Кызынгашева и Алёна Протасова

 


 

 Negruşa, A. L., Rus, R. V., & Sofică, A. (2014). Innovative Tools Used by Business Networks and Clusters in Communication. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 148, 588-595
Vonortas, N., Caloghiorou, Y., & Ioadbides, S. (2003). Research joint ventures: A critical survey of theoretical and empirical literature. Journal of Economics Surveys, 17, 541.
Williams, T., & Vonortas, N. S. (2015). Strategic Alliances/Knowledge-Intensive Partnerships. In Innovation Policy (pp. 47-63). Springer New York.