• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
25
Май

Групповая динамика в обучении

25 сентября 2023 состоялась очередная встреча «Мастерской учителя»

Групповая динамика в обучении

Jason Goodman / Unsplash

Спикер

Регина Шаяхметова, репетитор и методолог образовательных программ, выпускница магистерской программы «Педагогическое образование».

Содержание встречи

В ходе встречи мы познакомились с этапами групповой динамики, особенностями каждого из этапов и регламентом действий преподавателя. Мы также обсудили процессы взаимодействия членов малой группы во время обучения и разобрались, как выстраивать их работу эффективно.

 

Любая группа (некоторое количество людей, которые должны взаимодействовать долгое время) – это живой организм, который имеет жизненный цикл, состоящий из разных этапов. Для лучшего управления группой необходимо понимать процессы, происходящие на каждом конкретном этапе.

4 основных этапа (происходят в любой группе)

  • 1. Знакомство и распределение ролей

    На этом этапе каждый начинает играть «роль» – действовать по определённому шаблону (привычному или новому), чтобы произвести впечатление на других участников группы.

    Роли

    а. Лидер (говорит за группу)

    б. Отрицатель (всегда не согласен, даже если нет аргументов)

    в. Непонимающий (ему требуются детальные объяснения, задаёт много вопросов)

    г. Провокатор (хочет вывести членов группы на эмоции)

    д. Скучающий (обычно не вовлечён, занимается своими делами)

    е. Зеркало (максимально вовлечён в процесс, пытается понравиться)

    ж. Помощник (старается помочь выступающему, поправляет его)

    з. Нейтральные (никак не проявляют себя в процессе, массовка)

    Важные действия на этом этапе

    Помочь создать непринуждённую атмосферу, «растопить лёд». Упражнения должны быть направлены на то, чтобы все познакомились, поговорили, запомнили имена друг друга (никто не должен чувствовать себя невидимкой).

    Пример упражнения

    Участник группы пишет о себе 5 высказываний, 2 из которых ложны, а остальным необходимо угадать, какие из них являются истинными.

  • 2. Конфликт (борьба ролей)

    В группе происходит конфликт ролей (НЕ людей). Участники группы борются за роли, постепенно формируется единая группа и внутри неё мини-группы.

    Важные действия на этом этапе

    Преподаватель должен погасить конфликт, обращая внимание на индивидуальные особенности каждого и на общие черты участников группы.

    Пример упражнения

    Участники в мини-группах придумывают себе название, основываясь на общих чертах. Другие группы должны угадать его через наводящие вопросы.

  • 3. Рабочая фаза

    Основная работа группы по достижению цели

  • 4. Завершение группы

    Завершение или перезапуск происходят, когда цель достигнута или когда группа понимает, что это невозможно.

    Можно перезапускать группу искусственно, если:
    • поменялись цели
    • поменялся состав
    • распределение ролей оказалось неудачным
    Важные действия на этом этапе

    Чтобы перезапустить группу, преподаватель может:

    • ввести новых участников и/или исключить старых
    • сменить обстановку
    • устроить продолжительный перерыв
    • «придумать» эмоциональное событие (например, воспитательный разговор)

На групповую динамику нельзя повлиять, её можно отслеживать и помогать группе развиваться в определённом направлении.

Нам важно понимать, какое эмоциональное состояние могут испытывать участники группы на каждом этапе. Это может быть важно, например, для людей, которые организовывают, создают образовательный процесс.

Вопрос – ответ

Получалось ли применять эти знания на практике во время работы в школе, или ты узнала об этом позже? Что было наиболее полезным?

Для меня очень важной оказалась психологическая составляющая, об этом мало где пишут, поэтому первое время я скорее действовала по наитию. Например, бывают ситуации, когда очень долго прорабатываешь задания к занятиям, и на первом же этапе всё «рушится», групповая работа не складывается как раз из-за того, что наступает неизбежный этап конфликта. Поэтому преподавателю в таких ситуациях не надо себя винить в плохой подготовке к занятию.

Как вести себя учителю, когда он начинает работать с уже сформированной группой, например с классом, который много лет учится вместе?

На самом деле появление нового учителя – это значимое эмоциональное событие для группы, поэтому можно говорить о том, что происходит её перезапуск, заново распределяются роли, идёт борьба за лидерство, как мы уже говорили. Поэтому в такой ситуации всегда группа формируется заново и проходит все 4 этапа.

Что лучше: использовать групповую работу или концентрироваться в основном на том, чтобы учить их учиться? Есть пример класса, в котором не применяются методы групповой работы, но при этом они пишут ЕГЭ на 80+ баллов. Может ли быть такое, что они научатся навыкам коммуникации, взаимодействия не через групповую работу, а, например, через те навыки, которые они приобретают, изучая предмет?

Всё зависит от целей, которые ставит себе преподаватель при работе с конкретной группой учащихся. Если преподаватель не ставит такую цель, как развитие soft skills, а выбирает в качестве цели достижение конкретного образовательного результата через постоянное решение заданий и достигает этого результата, значит он следует своей стратегии и выполняет заранее разработанный план. Далеко не всегда «умение учиться» позволяет не только овладеть знаниями и пониманием предмета, но и навыком эффективного взаимодействия, коммуникации, кооперации. Обычно этому нужно учить отдельно, потому что ученики не всегда сами могут этому уделять внимание.