• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов информационной базы по следующими основным направлениям: • Теория и методология научного исследования / Научный метод. В том числе основные положения философия науки. • Качественные и количественные методы в социальных науках. • Научная статья как единица научного знания. Структура научной статьи, способы оформления различных разделов научно-исследовательских текстов. • Основные проблемы и ошибки научных исследований в социальных науках. Курс предполагает получение студентами общих знаний по указанным направлениям и направлен на построение общей картины взаимосвязей и закономерностей. Особое внимание уделяется возможностям и специфике переноса академического знания в науках об образовании в ситуацию практического применения в педагогической практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов информационной базы по нескольким направлениям: • Теория и методология научного исследования / Научный метод. В том числе основные положения философия науки. • Качественные и количественные методы в социальных науках. • Научная статья как единица научного знания. Структура научной статьи, способы оформления различных разделов научно-исследовательских текстов. • Основные проблемы и ошибки научных исследований в социальных науках.
  • Формирование у студентов навыков, необходимых для критической оценки научных исследований
  • Формирование у студентов навыков, необходимых для проведения и описания собственного исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты формулируют и распознают систему категорий, ценностей и регулятивных принципов, которыми руководствуется научное сообщество
  • Студенты выявляют и описывают сильные и слабые стороны конкретной исследовательской работы и аргументируют свою позицию
  • Студент аргументирует выбор конкретного исследовательского дизайна и методов
  • Студенты выделяют и описывают отдельные структурные элементы научного исследования
  • Студенты разрабатывают и обосновывают дизайн собственного исследования
  • Студенты описывают и объясняют базовый набор методов количественного и качественного анализа данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория и методология научного исследования
    Природа научного исследования. Понятие науки. Общие положения и принципы науки. Основные принципы научного метода. Понятие научного метода. Вопросы и проблемы применения. Основные положения философии науки. Верифицируемость и фальсифицируемость. Функции науки. Краткая история становления текущих конвенционально закреплённых критериев «научности». Поиск, анализ и оценка научных статей. Краткое обучение поиску и критическому анализу научных статей. Применение имеющихся знаний о научном методе для поиска сильных и слабых сторон научных работ.
  • Подготовка собственной исследовательской работы / проекта
    Логика разворачивания исследования. Сюжетная история и модель. Формирование теоретической рамки собственного исследования. Обзор литературы и связь со своей историей. Планирование эмпирического исследования на основании литературного обзора. Методология исследования. Выбор методов, учёт ограничений, разбор характерных трудностей. Результаты исследования. Способы представления, стиль и общие положения. Интерпретация и обсуждение результатов. Работа с критикой, учёт комментариев, внесение правок
  • Количественные и качественные методы в социальных науках
    Разбор основных этапов исследования в социальных науках и возможных источниках данных. Обсуждение различных типов исследовательских дизайнов. Переход к разным типам методов. Измерение, типы шкал, распределения, статистические критерии. Обсуждение различных количественных дизайнов в социальных науках. Сильные и слабые стороны количественных методов. Обсуждение различных качественных дизайнов в социальных науках. Сильные и слабые стороны качественных методов. Разбор исследовательских дизайнов с использованием смешанной методологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активная работа на семинаре
  • неблокирующий Подготовка к работе в классе
  • неблокирующий Письменные домашние задания
    Студент выполняет работу по подготовке какой-то части одного из видов научного исследования (статьи, тезисов на конференцию, ВКР или research proposal)
  • неблокирующий Написание рецензий на предоставленные научные статьи
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Активная работа на семинаре + 0.3 * Написание рецензий на предоставленные научные статьи + 0.4 * Письменные домашние задания + 0.2 * Подготовка к работе в классе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Burton, L. J., Goodwin, C. J., Goodwin, K. A., & José, P. (2018). Psychology Research Methods (Vol. 1st edition). Milton, QLD: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1650549
  • Hammond, M., & Wellington, J. J. (2013). Research Methods: The Key Concepts. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495949
  • Кучко, Е. Е. (2010). Качественные и количественные методы в социологии № УД-3402/баз. ; Учебная программа для специальности: 1-23 01 05 Социология. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D449A421

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Артемьева О. А.-КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-152-Университеты России-978-5-534-08999-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/kachestvennye-i-kolichestvennye-metody-issledovaniya-v-psihologii-437660