• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Михаил Маренников: "Рынок без нашего внимания не останется"

Удмуртская правда. 2003. № 60. 3 июня

...Ученик экономико-математического лицея № 29 г. Ижевска Александр Карпов стал победителем олимпиады в Москве и получил приглашение на учебу в московскую Высшую школу экономики...

Предотвращение недобросовестного поведения субъектов рыночной экономики и нечестной конкуренции -задача на сегодняшний день достаточно актуальная. Не зря в 75 российских регионах, даже в полуразрушенной Чечне, действуют территориальные управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ. Похоже, навык работать честно и правильно сам по себе, без контроля со стороны государства, пока не вырабатывается.
Такой вывод напрашивается по итогам пресс-конференции руководителя Удмуртского территориального управления МАП России Михаила Маренникова. Он рассказал о конкурентной политике в Удмуртской Республике и привел наиболее интересные случаи из административной практики применения антимонопольного законодательства и законов о защите прав потребителей и рекламе.
В целом экономическая ситуация в республике характеризуется следующими данными. 132 хозяйствующих субъекта имеют на рынке определенного товара (работ или услуг) долю более 35 процентов. 152 наименования товаров и услуг имеют долю на рынке более 65 процентов, а 49 -менее 65 процентов. Рынок банковских услуг представлен одиннадцатью самостоятельными коммерческими банками с четырнадцатью филиалами в городах и районах республики и одиннадцатью филиалами коммерческих банков других регионов России. В республике действуют 17 лизинговых компаний, 18 страховых организаций и 17 филиалов страховых организаций.
Если говорить о монополистах, то, к примеру, доминирующее положение на рынке услуг почтовой связи по доставке периодических изданий занимает УФПС УР. Наибольшую долю по услугам операций с валютой, по кредитам и депозитам в 2002 году занимал Западно-Уральский банк Сбербанка России, а по операциям с векселями - ООО "Коммерческий банк "Первомайский". 12 компаний, предоставляющих услуги местной телефонной связи, занесены в Реестр субъектов естественных монополий в области связи.
Антимонопольным управлением проводится ежемесячный мониторинг цен на энергоносители, а начиная с прошлого года, по поручению МАП РФ еженедельно ведется мониторинг цен на автомобильный бензин и дизельное топливо.
Так, одним из одиннадцати дел, рассмотренных по инициативе территориального управления, является дело в отношении ОАО "Удмуртнефтепродукт", ОАО "АСПЭК" и его группы лиц по признакам согласованных действий, что привело к одновременному повышению на 1 рубль цен на бензин марок АИ-92 и АИ-95 в январе этого года. Правда, ответчики не согласились с предписанием антимонопольного управления о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и подали заявление в арбитражный суд. Тем не менее М. Маренников намерен довести дело до победного конца и доказать, что согласованные действия бензиновых операторов все-таки имели место. "Соответствующие доказательства, которые носят конфиденциальный характер, будут предъявлены суду", -сказал он. Кстати, первое подобное дело рассматривалось в 1999 году в Санкт-Петербурге, и оно было решено не в пользу продавцов бензина. Если Удмуртскому антимонопольному управлению удастся отстоять свою правоту, цены на бензин АИ-95 и АИ-92 вернутся на прежний уровень.
За четыре месяца этого года в управление поступило восемь заявлений о нарушениях закона "О конкуренции... ", проводилось согласование шести проектов актов Правительства УР и Администрации г. Ижевска. В прошлом году было рассмотрено 80 ходатайств и уведомлений, поданных хозяйствующими субъектами.
Несмотря на проводимую антимонопольным управлением консультационную работу, достаточно часто допускаются нарушения в рекламе, особенно размещаемой через средства массовой информации. Как правило, не указывается информация о наличии лицензии или у рекламодателя отсутствует лицензия на соответствующий вид деятельности и пр.А вот любопытный образчик недобросовестной рекламы: "Каждый купивший компьютер с 1 ноября по 31 декабря 2002 года становится участником беспроигрышной лотереи". Фактически же в лотерее участвовали только те покупатели, что пришли на розыгрыш призов, а остальные автоматически исключались из числа участников. Антимонопольное управление признало это рекламное объявление недобросовестным, поскольку рекламадатели злоупотребляют доверием потребителей и вводят их в заблуждение. Не доводя дело до рассмотрения, магазин возместил заявительнице причиненный ущерб -выдал поощрительный приз.
Антимонопольное управление оказывает также консультационную и практическую помощь потребителям в защите их прав, в особо сложных случаях проводит проверки. С начала года проведено 12 проверок: в сфере компьютерной техники, жилищно-коммунальных услуг и услуг автостоянок, соблюдения требований об указании на упаковке информации об использовании в продукте генетически модифицированных ингредиентов. "Наша позиция такова: если используется генетически модифицированная продукция, потребитель должен об этом знать. Маркировка должна ставиться, если содержание генетически модифицированных источников в продукте составляет более 5 процентов", -пояснил руководитель антимонопольного управления. Добавим, маркировка эта представляет собой не логотип или знак, а надпись. Так что, уважаемые читатели, изучайте внимательно надписи на этикетках пищевых продуктов.
Михаил Маренников завершил пресс-конференцию на оптимистической ноте, сказав, что из 128 школьников, принявших участие во 2-й всероссийской олимпиаде школьников по основам предпринимательской и потребительской деятельности, три школьника из Удмуртии добились хороших результатов. Ученик экономико-математического лицея № 29 г. Ижевска Александр Карпов стал победителем олимпиады в Москве и получил приглашение на учебу в московскую Высшую школу экономики.
Что ж, молодому поколению еще предстоит внести свой вклад в оздоровление конкурентной среды.