• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа для самоучек

Секрет фирмы. 2003. № 12. 7 июля

...Тем временем в России начинают появляться и программы, которые позволяют в процессе обучения реализовать полученные навыки на практике. Например, Центр корпоративного предпринимательства (ЦКП), учредителем которого является Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ). ЦКП предлагает программу "1000 предпринимательских кадров", созданную при поддержке Первого национального фонда кадровых инвестиций...

Специализированные учебные программы для предпринимателей помогают создать или улучшить свою компанию, составить грамотный бизнес-план или скорректировать стратегию развития. В отличие от дорогостоящих программ типа MBA, в Москве некоторые "предпринимательские" курсы вообще бесплатные.

Инкубатор бизнеса
Последние 20 - 30 лет бизнес-школы западных стран оказывают предпринимателям активную поддержку. С этой целью было разработано множество образовательных программ. Некоторые школы стали своего рода бизнес-инкубаторами - организациями, которые бесплатно предоставляют начинающим коммерсантам различные услуги (секретарские, консалтинговые и юридические). Кроме того, они сдают им в аренду офисные помещения, обучают персонал и помогают в поиске инвестиций. Слушатели, предложившие наиболее удачные бизнес-идеи, могут рассчитывать на спонсорскую поддержку из фондов бывших выпускников и прочих резервов.
В США широко известны программы "10К" и "50К". В них участвуют авторы перспективных коммерческих проектов. Под бизнес-план они получают от школ беспроцентные ссуды в размере $10-50 тыс., а в процессе обучения реализуют свои идеи под присмотром преподавателей. Обычно кредит возвращается по мере развития бизнеса. В западных бизнес-школах уровня Columbia, Stern или Sloan подобные проекты очень часто приносят слушателям неплохую прибыль.

Бесплатные советы
В России предпринимательских программ не так много. А те, что есть, еще не дотягивают до западных технологий обучения - главным образом из-за дефицита средств у организаторов.
С середины 1990-х годов предпринимателей обучают такие учебные заведения, как Центр "Предпринимательство и малый бизнес" Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) АНХ, Центр предпринимательства "США-Россия", Институт предпринимательства и инвестиций (ИПИ) и Московский Фонд подготовки кадров работают в рамках Межотраслевой программы подготовки управленческих кадров для рыночной экономики под эгидой московского правительства. Обучение может длиться от нескольких дней до одного года. Так, в ИПИ учеба идет две недели, а Центр предпринимательства "США-Россия" проводит однодневные семинары. В ВШМБ есть две годичные программы: "Президентская программа „Менеджмент в малом и среднем бизнесе"", а также "Предприниматель: управление малым и средним бизнесом".
Львиная доля программ организованы при поддержке московского правительства - обучение в них бесплатное. К примеру, дотацию получают Межотраслевая программа, а также ВШМБ в рамках Президентской программы.
Стоимость остальных программ в зависимости от продолжительности составляет от $250 до $4000. Если предусмотрены заграничные стажировки (как в Центре "США-Россия"), слушатели оплачивают их отдельно.
Преподают на программах в основном консультанты и успешные предприниматели. Центр ВШМБ, например, сотрудничает с владельцем рыболовецкой фирмы из Мурманска и представителем руководства крупного столичного банка.

Коммерсант средней руки
На "предпринимательские" курсы приходят коммерсанты средней руки. Центр "США-Россия" работает исключительно с представителями среднего бизнеса. Виктор Седов, исполнительный директор Центра "США-Россия", считает, что работа с этим сектором экономики дает наибольшую отдачу.
Андрей Колесников, директор Центра ВШМБ, называет участников таких программ "трудягами", способными работать по 17 часов в сутки: По натуре это настоящие авантюристы, которые вынуждены самостоятельно пробивать себе дорогу и искать незанятые ниши. Как правило, им по 30-35 лет, за плечами 5-7-летний стаж работы в бизнесе. В ИПИ обучаются люди в возрасте от 16 до 65 лет с образованием не ниже среднего. Есть даже обладатели кандидатской степени,
Одна из недавних выпускниц ИПИ Светлана Влезько возглавляет компанию Weekend (организация праздников, оформление залов). Она является частным предпринимателем, имея при этом два высших образования - педагогическое и психологическое. Госпожа Влезько считает, что последние три года работала почти на ощупь: "Мне приходится лично решать многие правовые вопросы, в частности те, что касаются организации бизнеса. На рынке очень мало полезной информации для таких, как я. Все-таки большинство статей, книг и экономических теорий рассчитаны на крупные предприятия". На программу ИПИ Светлана Влезько пошла, чтобы понять, как лучше развивать свой бизнес и оценить, насколько грамотно она работала в предыдущие годы.
Впрочем, ко многим слушателям идея по созданию своего дела приходит лишь на занятиях. Ирина Рутковская, заместитель директора ИПИ: К примеру, один из наших недавних слушателей задумал открыть свое интернет-кафе и в процессе обучения составлял бизнес-план этого предприятия.

Помощь зала
Отбор на программы осуществляется по результатам собеседования. Иногда кандидатов просят написать эссе о своем бизнесе. При этом конкурсы на программы достаточно высокие. На одно место порой претендует по 15-20 человек.
Обычно программы представляют собой смесь традиционного обучения и консалтинговых услуг. В ВШМБ прежде чем получить рекомендации по своему бизнесу, слушателям предстоит прослушать учебный цикл, в который входят стратегический менеджмент, маркетинг, бухучет и другие дисциплины.
На краткосрочных программах лекционный материал сведен к минимуму. В Центре "США-Россия" консультанты сразу переходят к практическим советам: как грамотно работать с инвесторами, как сделать успешную презентацию, с чего начать подачу информации для партнеров и т. д.
Методика обучения у организаций, работающих по Межотраслевой программе, характеризуется отказом от лекций в их привычном понимании. Ирина Рутковская: Слушатели приходят к нам за ответами на мучающие их вопросы, а теорию они могут прочитать и в учебнике. Здесь применяется открытая форма обучения, Студенты самостоятельно работают со специальным учебным пособием, выполняя практические задания, напрямую связанные с их бизнесом. Кроме того, они участвуют в семинарах-консультациях.
Не менее ценный источник информации на любой программе - общение с сокурсниками. Многие интересные идеи рождаются именно в аудитории, во время "мозговых штурмов". К примеру, на занятиях в Центре ВШМБ ведутся дискуссии на самые разные темы - начиная с вопроса о целесообразности строительства аквапарка до мер по развитию услуг на рынке IР-телефонии. Один из студентов программы выводил на фармацевтический рынок новый препарат и обсуждал с однокурсниками жизнеспособность выбранной им стратегии.

Чем могли - тем помогли
Курсы заканчиваются выпускными экзаменами, которые позволяют понять, насколько хорошо был усвоен материал. Денису Родригес-Алонсо, совладельцу и коммерческому директору компании "Инстейл", обучение в Центре ВШМБ дало возможность понять миссию его компании на рынке, а также структурировать свои знания по управленческому учету и маркетингу.
"Жаль, что на таких программах не учат тому, как можно быстро „выбить" в Москве хороший участок под автомойку или как самому, не привлекая маркетинговое агентство, провести исследование рынка", - жалуется господин Родригес-Алонсо. По его мнению, на программе хорошо дают стратегию и финансы, а вот с маркетингом не "дотягивают". Андрей Колесников, правда, считает, что на этой программе приоритетным является изучение не маркетинга, а менеджмента.
А вот Светлана Влезько сумела оценить финансовое состояние дел и понять необходимость расширения ассортиментного ряда своей продукции. После обучения она пересмотрела также политику работы с персоналом.
В Центре "США-Россия" привели пример одного из участников семинаров, который благодаря удачной презентации смог привлечь дополнительные инвестиции под проект. Однако основная цель этого центра - устанавливать более тесные контакты между российским и западным бизнесом. Для этого организуется обмен предпринимателей: так, недавно в США отправились шесть россиян. Виктор Седов: Владелицу томской детской телестудии мы отправили в аналогичную телекомпанию в Лос-Анджелесе. А еще один участник программы поехал в Силиконовую долину набираться опыта по производству компьютеров.

Центры-реализаторы
Перечисленные учебные заведения занимаются в основном передачей теоретических знаний. Тем временем в России начинают появляться и программы, которые позволяют в процессе обучения реализовать полученные навыки на практике. Например, Центр корпоративного предпринимательства (ЦКП), учредителем которого является Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ). ЦКП предлагает программу "1000 предпринимательских кадров", созданную при поддержке Первого национального фонда кадровых инвестиций. Туда обращаются предприниматели, у которых есть бизнес-проект, но нет финансов, кадров и необходимых знаний. Центр набирает на свои программы старшекурсников и недавних выпускников вузов, которые в качестве стажеров участвуют в проектах предпринимателей и вместе с ними решают их проблемы. Результатом такой совместной деятельности вполне может стать создание подразделения компании или даже открытие своего бизнеса.
Преподаватели ЦКП предлагают также консультационную помощь, а при необходимости - помещение под офис и финансовую поддержку. Так, участники этой программы могут получить целевой кредит Сбербанка без залога под поручительство предпринимателя. Деньги выдаются под 19% годовых (в рублях), и вернуть заем нужно в течение трех лет. По мнению руководителя проектов ЦКП Льва Третьякова, даже для слушателей из регионов с относительно невысокими доходами это вполне приемлемо: ежемесячно нужно отдавать не более $120-140.
Стажеры и предприниматели обсуждают стратегию и дальнейший план своей работы во время учебных сессий - они продолжается неделю и проходят с интервалом в три месяца. На сессиях участники программы разрабатывают бизнес-планы, которые получают экспертную оценку специалистов, и просчитывают все риски. В рамках сессии стажерам и предпринимателям предстоит прослушать курс лекций по финансовым и другим экономическим дисциплинам.
Предприниматели, которые во время программы находят общий язык со своими стажерами, часто приглашают их на постоянную работу. Лев Третьяков, , в прошлом выпускник ЦКП, рассказывает, как их стажеры участвовали в создании подразделения "Группы МДМ". А Александр Иванов, бывший стажер ЦКП, после программы вошел в правление консалтинговой группы компаний "Минфин".
ЦКП отдает предпочтение "амбициозным карьеристам", мечтающим о собственном деле. Такие люди легко обучаемы и восприимчивы к новым идеям. Елена Яковлева, исполнительный директор ЦКП: К нам могут приходить все желающие, но принимаем мы только самых достойных - тех, кто успешно проходит наше тестирование. Многие стажеры через полтора-два года возвращаются в ЦКП уже зрелыми предпринимателями, в свою очередь предлагая на реализацию новые проекты и набирая под них стажеров.